Анджело Данди |
Tweet | Посетителей: |
Анджело Данди.
Анджело Данди - прославленный тренер Мохаммеда Али, тренировавший в общей сложности 15 чемпионов мира, включая Шугара Рэя Леонарда, Хосе Наполеса, Джорджа Формана, Джимми Эллиса, Кармена Базилио, Луиса Родригеса и Вилли Пастрано. Имя Анжело Данди было увековечено в Международном зале боксерской славы в 1994 году.
Анджело Данди умер 1 февраля 2012 года в Тампе (Флорида, США) на 91-ом году жизни.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Наверное, нет в мире человека, обладающего такими тренерскими способностями, как Анджело Данди. Злые журналистские языки утверждали в свое время, что Данди стал известным лишь благодаря редчайшему таланту Мухаммеда Али, которого он тренировал. Ничуть не умаляя достоинств Величайшего, следует ради справедливости отметить, что прежде чем стать тренером Али, Анджело Данди воспитал пять чемпионов мира (!) среди которых были: Кармен Базилио, Вилли Пастрано, Ральф Дьюпэс, Луис Родригес и Шугар Рамос. А после взлета Али «Великий» Анджело привел к чемпионским титулам Джорджа Формэна и Шугара Рея Леонарда.
Анджело Данди родился 30 августа 1921 г. в городе Филадельфия, штат Пенсильвания, США в семье итальянских эмигрантов. Настоящее имя – Анджело Мерена. Его старший брат Крис (также очень известная личность в мире бокса) поменял фамилию на Данди в честь знаменитого итальянского боксера Джонни Данди; младший брат последовал примеру старшего. (Примечательно, что Джонни Данди – также ненастоящее имя: знаменитого итальянца звали Джузеппе Каррора). Во время Второй мировой войны Анжело служил в армии, там он познакомился с боксом и неоднократно был секундантом любительских боев «на первенство округа». Интересно, что за исключением нескольких попыток участия в поединках во время службы, сам Анджело никогда не выходил в ринг даже в качестве любителя.
После войны Анджело переезжает в Нью-Йорк, где его брат Крис уже был достаточно известным боксерским менеджером. Братья начинают работать вместе. Анджело много времени проводит в спортивных залах, общаясь с известными боксерскими тренерами того времени. В 1950 г. он становиться менеджером боксера Билла Босио, а двумя годами позже – главным секундантом Кармена Базалио, который под его руководством последовательно завоевывает чемпионские пояса во втором полусреднем и среднем весах.
Громкий успех и слава пришли к Анжело Данди после 1960 г., когда он стал работать тренером молодого Кассиуса Клея (которого все мы хорошее знаем как Мохаммеда Али). Данди, переживая с подопечным все его взлеты и падения, оставался его тренером до октября 1980 г., когда Али проиграл бой Ларри Холмсу. В то же время неугомонный Анджело работает в качестве тренера и с другими боксерами (и работает весьма успешно). В 1963 г. происходит невероятное: в течении одного вечера два его воспитанника, Шугар Рамос и Луис Родригес, завоевывают чемпионские пояса. Два других подопечных, Ральф Дьюпэс и Вилли Пастрано, становятся чемпиона мира в том же 1963 г. Еще один воспитанник Анжело Данди, Хосе Наполес, становиться чемпионом во втором полусреднем весе в 1969 г.
В 1967 г. Данди пригласили тренировать молодого Шугара Рея Леонарда. Анджело всегда был исключительно требовательным тренером, к тому же со специфическим чувством юмора – во время боя Шугара Рея Леонарда с Томасом Хернсом (тогда Рей Леонард выиграл нокаутом и объединил чемпионские титулы во втором полусреднем весе) в перерыве после нелегкого для Леонарда раунда телезрители могли слышать «ободряющую» фразу Анджело: «Сынок, ты, кажется, продул этот бой». (В оригинале был употреблен глагол покрепче)
В 1968, 1979 и 1996 годах Анжело Данди был удостоен престижных наград Ассоциации спортивных журналистов США, пишущих о боксе. Уже в пожилом возрасте Анжело воспитал таких чемпионов мира, как Пинклон Томас, Слободан Качар, Майкл Данн, Джордж Скотт.
Особого внимания заслуживает его сотрудничество с Джорджем Формэном. Именно 73-летний Анжело Данди, ветеран тренерского корпуса профессионального бокса США, был наставником Формэна (тоже ветерана). В ноябре 1994 года неувядающий Формэн нокаутировал в десятом раунде Майкла Мурера и завоевал чемпионские пояса в тяжелой весовой категории по престижным версиям WBA и IBF (через два месяца после этого боя Джорджу Формэну исполнилось 46 лет (!) ).
В знак заслуг Анджело Данди в 1994 году его имя было навечно занесено в списки Международного Зала славы бокса, что является высшей наградой для людей, причастных к миру высокого искусства.
На чествование великого тренера, которое состоялось 29 августа 2002 года в Майями-Бич, собралось более 150 гостей, приехал его знаменитый ученик Мухаммед Али. После дружеских объятий Анждело на правах старшего, неодобрительно похлопал Величайшего по обозначившемуся животику. Али тут же нашелся. «Он поможет мне вернуться в ринг, - пошутил великий боксер, обнимая своего наставника.- Мне всего лишь 60, и я собираюсь вернуть себе чемпионский титул».
ИНТЕРВЬЮ 30.08.2011 - после 90-летия
Легендарный американский тренер Анджело Данди, воспитавший таких знаменитых боксеров как Мохаммед Али, Джордж Форман, Кармен Базилио, Вильфредо Гомес и Шугар Рэй Леонард, отметил вчера свой 90-ый день рождения. «Микеланджело бокса», как окрестили итало-американца в Нью-Йорке, рассказал немецкому изданию welt.de о cвоей работе, о самом любимом ученике Мохаммеде Али и высказал предположения о том, кто теоретически смог бы победить сегодняшних чемпионов-супертяжеловесов:
— Г-н Данди, что Вы будете делать в день рождения?
— Пойду с сыном, дочерью и 7 внуками в хороший ресторан. Но сначала я сделаю то, чем занимаюсь 7 дней в неделю: пойду в спортзал и потренирую боксеров.
— Вы все еще занимаетесь тренерской работой?
— Что может быть прекраснее, чем обучать молодых людей боксу? Бокс — моя жизнь, я работаю в профессиональном спорте с 1948 года. Бокс — мой колледж, мой университет. Всё, что я пережил, знакомство с многими интересными людьми —всем этим я обязан боксу. Стоять в спортзале, вдыхать характерный запах пота и учить боксу — это большая радость. Шеф полиции нашего района часто привлекает меня к работе по ресоциализации молодежи для бесед с наркозависимыми подростками. Знаете, наше общество не станет лучше благодаря ничегонеделанию.
— Скольких детей Вы тренируете?
— 6, иногда 7.
— Есть ли среди них новый Али?
— Нет. Его и не будет. Не будет и второго Тайсона или Шмелинга. Каждый боец имеет свои особенности и уникален в своем роде.
— Сформулируем иначе: есть ли в Вашей группе воспитанник, из которого может получиться великий боксер-супертяжеловес?
— Возможно. Но я прошу об одном: никогда не употребляйте в связи с боксом слова «великий» и «величайший».
— Почему?
— Потому что этого определения достоин лишь один: Мохаммед Али.
— Вы помните, как Вы с ним познакомились?
— Конечно, это было как вчера. В июле 1959 я был на вечере бокса в Луисвилле (Кентукки), где жил Мохаммед. Он неожиданно позвонил мне в отель и сказал: «Меня зовут Кассиус Марселлус Клей. Я победитель турнира «Золотые перчатки» в Луисвилле, Чикаго и Сиэттле. Я хочу с Вами поговорить». Я пригласил его подняться в мой номер.
Али появился быстрее, чем я думал и задал мне множество вопросов. Он хотел знать всё: как я тренирую бойцов, как часто и какую дистанцию они бегают, что они едят и когда идут спать. Это было похоже на допрос. Этот подросток меня поразил. Я не знал человека более окрыленного, любознательного и наделенного таким энтузиазмом.
В декабре 1960 мне позвонил представитель его менеджмента и сообщил, что Мохаммед хочет тренироваться у меня. Я сказал им, что он может приехать в мой 5th Street Gym в Майами на Рождество, но он не хотел терять времени и появился уже на следующий день. Он во что бы то ни стало хотел сражаться. 27 декабря я впервые стоял в его углу.
— Что было самым важным событием вашей совместной карьеры?
— Первый бой с Сонни Листоном 25 февраля 1964 года, первый чемпионский бой Мохаммеда. Никто не давал нам шансов, но я был на 100% уверен в его победе. Мохаммед — совершеннейший боец, он мог абсолютно всё. К тому же он обладал чрезвычайно сильной волей и уверенностью в себе. Он первым приходил в спортзал и уходил последним. Он был просто невероятным бойцом и человеком.
— Вы все еще общаетесь?
— Конечно, мы друзья на всю жизнь. Он звонил всего 3 дня назад. С ним можно вполне хорошо разговаривать в зависимости оттого, как он примет медикаменты.
— Что Вы думаете, когда видите сегодняшнего Али, пораженного болезнью Паркинсона?
— Мне очень больно, это разрывает мне сердце. Мне хочется плакать, потому что я не могу ему помочь. Однако достойно восхищения то, как он борется с болезнью. Он всегда был таким – принимал любой вызов.
— Он победил бы Кличко?
— Конечно, причем без особых проблем. Он играл бы с ними, он бы их перетанцевал. Братьев Кличко победили бы и Ларри Холмс, Джо Фрейзер или Джордж Форман, потому что эти боксеры были намного быстрее, у них был сильный джеб и отважное сердце. Кличко ввиду своего роста слишком медленны и статичны. Мне их даже немного жаль, ведь у них нет настоящих соперников. Кличко не нужно выкладываться по максимуму. Однако я очень их уважаю. Они лучшие боксеры своего времени.
— Относятся ли они к лучшим 10 супертяжеловесам всех времен?
— Для меня первый номер — это, конечно, Мохаммед Али. Затем следуют Джо Луис, Макс Шмелинг, Ларри Холмс, Джо Фрейзер, Майк Тайсон, Рокки Марчиано, Сонни Листон, Джордж Форман, Леннокс Льюис. После них я поставил бы Кличко.
— Вы смотрите бои Кличко?
— Я смотрю все бои, которые показывают по телевидению. Мне ведь надо быть в курсе дел, если меня спросят о современном боксе. Меня почти каждый день привлекают в качестве эксперта люди со всего мира.
— Удивительно, как хорошо Вы обо всем осведомлены.
— Я в хорошей форме, чувствую себя примерно на 65 лет. Благодаря ежедневной работе с молодыми людьми и сам остаешься молодым.
— У Вас еще есть цели?
— Я хочу достичь 100-летнего возраста. Похоже, мне это удастся. Кроме того, я мечтаю найти супертяжеловеса, способного побить Кличко, чтобы супертяжелый вес снова был в центре внимания, как раньше.