История Годзю-рю |
Tweet | Посетителей: | 25939 |
История ГОДЗЮ-РЮ
"Кот" Ямагути: по прозвищу "Зверь"
Он родился 20 января 1909 года в Мияконодзю, Сёнай в префектуре Миядзаки. Он был третьим сыном Токутаро Ямагути. Отец дал ему имя Дзицуми. Он рос крепким мальчишкой. Когда парнишке исполнилось тринадцать лет, он начал заниматься окинавским каратэ у выходца с Рюкю Такэо Мураяма. До этого он занимался несколько лет Дзигэн-рю кэндзюцу.
Парень подрос, поехал в Киото, где поступил сначала в университет Кансэй, через год перешёл в Рицумэйкан. Тогда-то он и услышал о Годзю-рю и о мастере Мияги. Ямагути написал ему письмо, пригласил в Киото. Мияги согласился посетить его. Как сам он рассказывает, Мияги и дал ему имя Гогэн, что означает "Врата в Годзю". Он тянулся к юриспруденции, к 1937 году окончил вуз, но предметом интереса для него всё больше становилось каратэ. Именно система безоружного боя, хотя с ранних лет он постигал науку владения различными видами оружия. В ранние годы он занимался иай-до (искусство мгновенного обнажения меча), дзюдо, кэндо, дзё-до (искусство использования короткой палки) и кусаригама (цепи). Во время обучения он организовал клуб, и, как утверждает его сын, уже тогда ввёл в систему занятий свободный спарринг, вольный бой. Естественно, поединки проводились по определённым правилам. Вот что отвечал Ямагути критикам, которые утверждали, будто спортивное каратэ, появившееся сразу, как только были созданы правила спарринга, не отражет особенностей реалального боя: "Меч может перерубить любую часть тела противника, что неизбежно приведёт к смерти или непоправимой травме. Поэтому в целях безопасности введены ограничения - удары наносятся только в голову и переднюю часть тела". Точно также было решено ограничить и зоны атаки в каратэ.
Самым высококвалифицированным мастером в клубе Гогэна Ямагути был кореец Со Нэй-тю. Он был невероятно развит физически и этим часто превосходил всех своих противников.
Как рассказывал Ричард Ким, однажды в Осаку в додзё Ямагути приехали каратисты во главе с Ёситакой (Гиго) Фунакоси, сыном прославленного мастера, основателя стиля Сётокан и, как его многие величают, "отцом современного каратэ". По утверждению покойного Масутацу Оямы, главы Кёкусинкай-каратэ, все десять "сётоканцев" проиграли в поединках с годзюристами, которые были ближе знакомы со свободным боем. Сэнсэй Ким говорил, что Ёситака Фунакоси дрался с Со Нэй-тю. Кореец схватил его за кимоно и прижал к стене, нанося один удар за другим. Остальные последователи течения сётокан, решив, что бой идёт не по правилам, встали и возмущённые покинули зал. Так или иначе, данный случай говорит о том, что в конце 30-ых годов ученики Ямагути были сильнейшими в Японии бойцами. Кстати, Со Нэй-тю стал учителем Оямы, именно он посоветовал ему посвятить свою жизнь воинским искусствам и пойти тренироваться в горы, что тот и сделал через несколько лет. Всем каратистам известно, что стиль Кёкусинкай - силовой. Влияние Со на развитие доктрины его соотечественника Оямы (он тоже был корейцем по национальности) несомненно.Для него существовали только две вещи - каратэ и религия. Он был фанатом воинских искусств, но не был ограничен только рамками Годзю-рю. Он был ещё и обладателем пятого дана по дзюдо, достиг высокого мастерства и в других видах. И вообще, он был разносторонне одарён. Он получил диплом юриста, а потом и врача!
В 1939 году Ямагути был послан в Манчжурию в качестве государственного служащего, возможно, даже агента разведки, и в годы войны получил возможность путешествовать по Китаю, совершенствуя навыки своего воинского искусства. Незадолго до окончания войны он был захвачен в плен русскими, вторгшимися в Манчжурию. Его жена Мидори, опасаясь за своих двоих детей и ждала со дня на день ещё одного, была вынуждена бежать за десятки километров другую деревню, но и там, после родов, ей пришлось нелегко: за несколько дней в селении побывали четыре разные армии, подвергавшие опасности жизни японцев. Говорят, что если б не было г-жи Мидори с её железным характером, Гогэн не смог создать такую мощную организацию каратэ.
Гогэну пришлось долго трудиться в советском лагере для военнопленных, но даже русские удивлялись его стойкости и жизнеспособности. Как он рассказывал, русские, узнав, кто он такой, попросили давать уроки рукопашного боя солдатам. Так, заключённый стал учителем своих охранников.
Когда в 1947 году Ямагути выпустили, он вернулся домой и обнаружил, что воинские искусства запрещены американскими оккупационными войсками. Но каратэ эта участь не постигла: иностранцы считали данный вид единоборства без оружия одним из видов национального танца. Он нашёл свой клуб дезорганизованным и приступил к его восстановлению с прежней энергией. Тогда-то он и отпустил длинные, ниже плеч волосы, наподобие священников религии Синто и самураев старины. Этим он пытался противостоять вытеснению национальных традиций и устоев, место которых заняли западные ценности. Интересно, что тогда, когда Япония не могла противостоять Америке и другим странам, каратэ стало той силой, которая привлекла внимание иностранцев. "Янки" возвращались домой, научившись немного каратэ.
Через деятки лет школа Ямагути, известная под названием Годзю-кай, начала процветать. Только в его додзё занималось две тысячи человек! Его считали одним из самых удачливых бизнесменов в воинских искусствах.
Ямагути рассказывал такую историю. Однажды, Мияги проходил мимо ворот, покрытых черепицей, на которых сидел белый журавль. Испуганный, он взмахнул крыльями и одним из них разбил несколько черепиц. Мияги был в восторге, он увидел, что мягкое крыло птицы способно противостоять очень прочному материалу. Одним из его трюков был следующий: подвесив на две тонкие нити перед собой лист толстого картона, он втягивал руку в рукав своего ги. Резко выбросив вперёд кисть руки, он пробивал картон пальцами и возвращал её назад. Те, кто наблюдал такое, не сразу могли определить, что он осуществил удар: картон не двигался, и только три отверстия, оставшиеся на листе говорили об этом.
Ямагути знал множество приёмов, но специализировался в основном на ударах локтями и ногами. Он наносил их с необычайной скоростью и мощью. Из гэри-вадза он предпочитал прямой и круговой удары в связке. Для него не проблема принять на себя удар. Он безболезненно переносит любую атаку в корпус и даже боковую часть головы.
Ямагути каждый месяц направлялся в горы, где медитировал и выполнял ката Сантин под струями ледяного водопада. Раз в месяц он вывозил туда же своих учеников. Утро начиналось с того, что все они обливались холодной водой, затем совершали пробежку по узким каменистым тропинкам к водопаду, в водах которого они выполняли ката Сантин. Потом также бегом они направлялись к ближайшему храму совершать короткую медитацию. В обычные дни он вставал рано утром, час посвящал выполнению ката, затем завтракал, разбирал корреспонденцию и отдавал распоряжения своим помощникам. После этого, с деяти утра до позднего вечера, начинались тренировки под его руководством. Лучшие его ученики были психологически очень устойчивы. Кэтрин Лукопулос, женщина, восемь лет выступавшая за сборную США по каратэ, рассказывала, что во время одной из поездки в Японию, члены американской команды зашли посмотреть тренировку, которую вёл Ямагути. Во время свободного боя один из каратистов пропустил мощный удар в лицо. Посыпались зубы... Но он не ушёл с занятия. И даже не остановился. Он подобрал обломки зубов с пола, засунул их за пазуху и продолжил драться! Американцы были шокированы.
Его принципом было: "Тренируйся так, чтобы мог принять удар любой силы, и так, чтобы противник от твоего удара не оправился". Даже в старости он выдерживал любые атаки в корпус и даже боковую часть головы.
Ямагути не сдавал даже в 60 лет. Как рассказывали очевидцы, он даже в этом возрасте прибавил в скорости. Он был вегетарианцем. Одной его мечтой было организовать Академию воинских искусств, куда бы на четыре года поступали слушатели. В числе основных предметов должны были быть каратэ, различные виды единоборств с оружием, японские виды художественного и музыкального искусства, медицина и лечение мозолей (Ямагути специалист по костям и строению тела).
Поскольку представители Сётокана укрепились в Лос-Анджелесе, Ямагути решил основать штаб-квартиру в Сан-Франциско. Туда он направил своего старшего сына, Госэя. Несмотря на то, что Госэй начал заниматься каратэ ежедневно с пяти лет, отец выдал ему чёрный пояс только тогда, когда ему исполнилось 20 лет. Все пятеро детей Гогэна с ранних лет начали заниматься Годзю-рю. "Помните, - говаривал он им, - мы всегда остаёмся учениками, поскольку никто не совершенен".
Первоначально в Америку был направлен Госэн, но через два года он оставилэту деятельность и начал работать на Японские Авиалинии. Госэй же больше интересовался литературой и театром, получил степень магистра английской литературы в Колледже Сан-Франциско. Лучшим бойцом однозначно признан Госи Ямагути, младший из них. Он стал наследником своего отца в каратэ, хотя его интересы касаются тоже фотографии и художественного искусства.
В 1964 он был одим из инициаторов образования Всеяпонской Федерации каратэ-до, которая позже взяла на себя наибольшую часть организационных забот по распространению каратэ за рубежом. Император Японии даже наградил его титулом Рандзю-хосё (1966 год). Умер он 20 мая 1989 года.
Юисинкан - "Зал отважных духом"
Юисинкан - ответвление Годзю-рю каратэ - было основано мастером Томохару Кисаки (1920-1996), одним из учеников Гогэна Ямагути. Жил он в Осаке и кроме каратэ занимался также дзюдо, из-за чего его преподавание отличалось от некоторых других направлений. В систему официально включены 24 приёма раздела Нагэ-вадза и 12 приёмов Кумитэ-ура. Лично мне неизвестно, что они собой представлют. Система отличается неспортивной направленностью - особое внимание уделяется приёмам самообороны и силовой подготовке.
Умер сэнсэй Кисаки обладателем 9-го дана в феврале 1996 года, оставив свою организацию на лучших своих учеников - Сигэру Нагоя и Ниритика Накаяма (оба являются носителями седьмых данов).
Особенно популярно Юисинкан Годзю-рю в Германии. Появилось оно там благодаря "живой легенде" немецкого каратэ - Фрицу Нёпелю. Ещё в 1954 году он отправился в Австралию на Олимпийские игры, которые должны были состояться двумя годами позже (!). Почему же так долго? Да потому что поехал на велосипеде, намереваясь посетить разные страны. До Австралии он так и не доехал, а вот в Китай, Гон-Конг и Японию он попал. В Осаке он и познакомился с Томохару Кисаки и остался у него заниматься. Теперь, кстати, Нёпель возглавляет EGKF - Европейскую федерацию годзю-рю каратэ-до - ту, которая объединяет приверженцев всех ответвлений Годзю-рю.
Сэйгокан - ещё одно страшное слово
В настоящий момент это крупнейшая японская организация, объединяющая последователей данной традиции. Основал её покойный ныне Сэйго Тада (1922-1997). Ему наследовала его жена г-жа Митико Окамото, принявшая имя Сэйго Тада. За развитие Сэйгокан в Бразилии и Южной америке отвечает г-н Роберто Такэси Фукути (Рэнси, 5 дан).
Он родился в Киото, где каратэ было очень популярным. В 1937 (по другим сведениям в 1935 году) в Шанхае начал заниматься китайским гунфу под руководством мастера Чин Лу. В 1939 году вступил в клуб университета Рицумэйкан, главой которого был Ямагути. В этом клубе он стал вскоре одним из первых лиц. Он также, как гласит официальная история его направления, занимался и под руководством Мияги. Ясно только, что это длилось недолго, поскольку в 1943 году Мияги на время войны прекратил преподавание.
В 1945 году основал в Киото свою организацию, которая с течением времени меняла своё название: Нихон Годзю-рю Каратэ Доси-кай, Нихон Сэйгокан Каратэ Доси-кай и, наконец, Нихон Сйгокан. Через некоторое время у его организации появилось 120 отделений, из них десять университетских клубов (Университет Осаки, Университеты Сига, Буккё, Ямагути, Токуяма и Кюсю Корицу, Осакский Колледж дантистов, Колледж Иностранных языков в Киото, Киотосский Институт технологии и текстиля), а также 20 иностранных представительств. Количество членов Сэйгокан на настоящий момент более 200 тысяч человек. В 1964 году он был одним из тех, кто основал Всеяпонскую лигу каратэ, Федерации Каратэ Региона Кансай и Региона Кинки. Он пытался ввести в программу соревнований защитные приспособления (1952 год), организовывал турниры различного ранга, в том числе и международные. Как утверждают его последователи, он поддерживал (хотя и не очень успешно) включение каратэ в Олимпийские игры. Занимал ряд должностей, в том числе и пост директора Всеяпонской Федерации Каратэ.
Он был также главой Совета организаторов 1-го Всемирного Турнира ВУКО в Осаке в 1970 году. В 1967 году образовал Сэйгокан в Макао и Гон-Конге и стех пор посетил ещё и США, Англию, Бразилию, Германию, Португалию, Финляндию, ФРГ, Сингапур, Австралию, Италию и многие другие страны.
Существует ещё множество "подстилей" Годзю-рю, или, как я их назвал, "ответвлений", до сих пор живы некоторые выдающиеся мастера, растут и новые специалисты. К сожалению, я не имею возможности написать здесь, на сайте обо всех. Надеюсь, вас заинтересует более подробная информация, которую возможно будет прочесть в моей книге, которая готовится к изданию. В ней собраны интересные факты из жизни мастеров, эмблемы и объяснения "подстилей", их додзё-куны, описаны технические особенности и т.д.
Вместе с тем, у меня нет полной информации по поводу появления Годзю-рю на территории СНГ (СССР). Если кто-то может помочь и хочет написать мне - милости просим