Появление стилей |
Tweet | Посетителей: | 52121 |
Рождение японского каратэ.
Боевые искусства Японии имеют вековые традиции. Борьба сумо, искусство владения мечом кэндо, борьба дзю-дзюцу и дзю-до являются неотъемлемой частью японского культурного наследия и образа жизни японцев. На их фоне каратэ явление новое и по популярности в самой Японии уступающее традиционным видам. Однако во второй половине XX века именно каратэ получило широкую мировую известность и стало визитной карточкой Японии. Трудно найти страну на карте мира, где бы не практиковался тот или иной стиль каратэ.
Самую первую попытку познакомить японцев с окинава-тэ предпринял мастер Азато Анко, совершивший в 1886 году поездку по Японии. Но блестящий успех Азато не вызвал тогда никакого интереса у широкой общественности. В те годы японцы быстрыми темпами осваивали технические и культурные достижения европейской цивилизации, в связи с чем отечественные боевые искусства многим казались ненужным хламом. Это был очень сложный период для всех видов боевых искусств Японии.
В начале XX века существенно расширяются политические и торговые контакты между Японией и Окинавой. Первыми японцами, начавшими изучать тодэ, были моряки. В 1912 году на Окинаву заходит Первый императорский флот под командованием известного японского адмирала Дэва. Несколько высших офицерских чинов начинают изучать окинава-тэ и привозят в Японию восторженные рассказы о новом для Японии боевом искусстве. В марте 1921 года наследный принц Хирохито, будущий император Японии, направляясь в Европу, посетил Окинаву, чтобы посмотреть на экзотическое искусство, знаменуя переломный момент в пропаганде окинава-тэ. Настало время великого исхода мастеров с Окинавы. А после того как ушли из жизни Итосу Анко (1916 г.) и Хигаонна Канрио (1917 г.) и началось дробление созданных ими школ, наступил перелом в окинавской традиции боевых искусств. Вопрос о начале преподавания окинава-тэ в Японии был предрешен. Вывоз окинава-тэ в Японию стал частью продуманной политики окинавской администрации. Осталось решить, кто будет первым, и какой стиль будет представлен в столице.
Выбор пал на Фунакоси Гитина (1868-1957 г.г.). Это был воспитанный, утонченный, вежливый человек, увлекавшийся поэзией (его литературный псевдоним "Сёто" означал "Сосны и волны"), философией и каллиграфией. Он был хорошо образован, знал китайский и японский языки, увлекался древней историей и соответствовал требованиям, предъявляемым посланцу окинава-тэ в Японии. Фунакоси был прямым учеником великого Анко Итосу с 1890 года. Он никогда не претендовал на славу самого сильного бойца, но был известен своей деятельностью по развитию окинава-тэ и отличался немалой активностью в обсуждении вопроса о преподавании в Японии боевых искусств. Для пропаганды боевых искусств Фунакоси призывает многих мастеров объединиться. Он возглавил общественную организацию - "Сёбукай" ("Общество чистого боевого искусства") в Наха. Одновременно Фунакоси входил и в другую общественную организацию - "Общество изучения тодэ префектуры Окинава", которую в Сюри возглавлял господин Мабуни. Поскольку Фунакоси, будучи преподавателем начальной школы, имел непосредственное отношение к департаменту образования префектуры Окинава, он и получил право продемонстрировать тодэ на Первой национальной выставке по физической культуре в Токио в мае 1922 года. Выступление состоялось в здании женской средней школы в Отяномидзу, где произошло знакомство Фунакоси с великим Кано Дзигоро - основателем дзюдо, который проявил живой интерес к показанной окинавцами технике. По просьбе Кано Дзигоро 17 мая 1922 года Фунакоси вместе со своим учеником Гима Синкин продемонстрировал боевое искусство Окинавы в Кодокане перед мастерами дзюдо. Судьба распорядилась так, что приехав в Японию в 1922 году, Фунакоси остался там навсегда. Он создал свою собственную организацию (Сётокай), открыл собственное додзё (Сётокан), издал свою книгу "Каратэ-до кёхан", в которой изменил название окинавского боевого искусства. Вместо иероглифа "китайский" ("кара") он употребил иероглиф "пустой" (читающийся тоже "кара") и добавил слово "до" ("путь"). Так вместо "танской", "китайской" или "окинавской руки" появился "путь пустой руки". Одновременно Фунакоси объявил о создании стиля Сётокан-рю (Школа клуба "Сосны и Волны").
Активное распространение каратэ в Японии как истинного боевого искусства связано с прибытием в 1921 году в Осака окинавского мастера Мотобу Тёки (1871-1944 г.г.). Его мастерство в боевых искусствах было вне конкуренции. Легенды о нем как о непобедимом бойце ходят на Окинаве до сих пор. К тому же он происходил из знатного рода, который владел собственным семейным стилем. К 1925 году репутация Мотобу как бойца прочно установилась по всей Японии. Нелишне отметить, что ему было в это время уже 54 года! В 1926 году была издана его книга "Окинава-кэнпо-каратэ-дзюцу". В 1927 году он переехал в Токио, где между ним и Фунакоси возникли серьезные разногласия. Мотобу никогда не склонен был к компромиссам. Все 15-летнее пребывание в Японии он гордился своим искусством и своим окинавским происхождением. Пресса рассказывала о его подвигах всей стране, благодаря чему у него появилось много учеников и подражателей. Он повсюду старался показывать каратэ в самом, что ни на есть традиционном духе - как искусство жестокого рукопашного боя. Поэтому главные упреки, которые он адресовал Фунакоси, заключались в том, что тот, во-первых, стремился превратить боевое искусство в военизированную гимнастику, и, во-вторых, эту гимнастику сотворить на японский манер, по образу и подобию дзюдо и кэндо.
Вслед за Мотобу и Фунакоси в Японию из Окинавы прибыли ещё два выдающихся мастера окинава-тэ. В 1928 году в Киото обосновался один из лучших учеников Хигаонны в школе Наха-тэ Мияги Тёдзюн (1888-1953 г.г.), который в 1935 году основал стиль Годзю-рю . Название школы "Годзю-рю" - "Школа жёсткого и мягкого" образовано из сочетания иероглифов "го"- жёсткое и "дзю" - мягкое. По сути, в названии заложена целая философия чередования и единства двух начал в выполнении приёмов. Хотя название стилю дал Мияги Тёдзюн, он лишь унаследовал то, что создал Хигаонна Канрио. Мияги Тёдзюн недолго задержался в Японии. Он плохо знал японский язык и внешне отличался от японцев. Обучение у него многие считали слишком сложным - не случайно у Мияги было мало прямых учеников. Япония, по сути, отворачивается от того типа боевого искусства, который принёс Мияги. В 1936 году Мияги Тёдзюн уезжает на Гавайи, а чуть позже возвращается на родную Окинаву, где делает свою школу ещё более закрытой. После войны японское направление Годзю-рю развивалось уже без участия Мияги и значительно превзошло личную школу патриарха. Ямагути Гогэн стал главным последователем Годзю-рю в Японии. Он считал, что жёсткое начало "го" символизирует собственно боевые искусства, а мягкое начало "дзю" - дзэнскую медитацию и йогическую практику, которую он ввел в качестве обязательного аспекта обучения. Ямагути Гогэн самостоятельно создал Всеяпонскую ассоциацию каратэ-до Годзю-кай без участия Мияги.
В 1929 году открывает свой зал в Осаке Мабуни Кэнва (1889-1952 г.г.), который спустя несколько лет в 1934 году создаст в Японии свою школу Сито-рю . Мабуни Кэнва назвал свою школу "Сито-рю" - "Школу Итосу и Хигаонна" ("си" - другое прочтение иероглифа "ито" из фамилии Итосу, а "то" - другое прочтение иероглифа "хига" из фамилии Хигаонна) - и в марте 1939 года зарегистрировал её в штаб-квартире Дай Ниппон Бутоку кай (Ассоциация воинской доблести Великой Японии). Сито-рю не является смешением стилей двух учителей Мабуни, поэтому сначала изучается школа Итосу, затем - школа Хигаонна и все другие. Особенность школы состоит в том, что её фундаментом являются ката, которые передаются в исконном виде.
За ними следовали десятки других мастеров в поисках заработка и славы. С одной стороны, это было частью продуманной политики окинавских властей, пытавшихся через популяризацию окинава-тэ привлечь к себе внимание, а с другой - инициативой ряда наиболее амбициозных бойцов. Мастера окинава-тэ пошли на штурм бастиона традиционных японских нравов.
Таким образом, в 30-х годах в Японии сформировались и были официально зарегистрированы три основных направления каратэ окинавского происхождения: Сётокан-рю, Годзю-рю и Сито-рю. Четвертое направление - Вадо-рю - можно назвать японским детищем, потому что его основал японец Оцука Хиронори (1892-1982 г.г.). До знакомства в 1922 году с каратэ Гитина Фунакоси он уже прошёл школу боевых искусств Японии и был признанным мастером дзю-дзюцу и фехтования мечом. Оцука Хиронори был в блестящей физической форме с огромным опытом поединков. Поэтому он был не столько учеником Фунакоси, сколько его другом и коллегой, имеющим собственную точку зрения, право высказывать её и даже советовать. Фактически он проучился у Фунакоси всего один год, освоил всё, что мог и стал вторым номером в его школе. Большую роль в становлении собственного стиля Оцука Хиронори сыграло знакомство с Мабуни Кэнва и Мотобу Тёки. В 1929 году, получив формальное согласие учителя, Оцука отделился от Гитина Фунакоси (по некоторым данным это произошло в1934 году). Название "Вадо-рю" - очень удачное название на все времена и на все случаи жизни. Дело в том, что иероглифическая комбинация "ва-до" может быть расшифрована сразу несколькими способами. В настоящее время ее, как правило, толкуют, как "Путь мира", "Путь согласия", "Путь гармонии". С точки зрения современных толкований сущности будо как универсального пути воспитания личности и достижения гармонии с окружающим социальным и природным миром через практику боевого искусства, это название, несомненно, является самым удачным.
При этом в старину тем же иероглифом "Ва" записывалось название Японии - "Ямато". И в действительности первоначальный смысл названия "Вадо" - "Японский путь". В условиях той националистической пропаганды, которая разворачивалась в Японии в 1930-е годы и которой была пропитана вся тогдашняя литература будо, более патриотичного названия, вероятно, придумать было невозможно.
Наконец, иероглиф "ва" имеет также значение "мягкий" и редко употребляемое чтение "явара". Именно так обозначали свое искусство боя без оружия многие школы дзюдзюцу. Следовательно, в названии "Вадо" содержится намек на родство данной школы каратэдо и старого японского дзюдзюцу. Интересно, что сам Оцука придавал очень большое значение дзюдзюцу как составляющей своей школы, а под конец жизни и вовсе дошел до отрицания принадлежности Вадо-рю к каратэ. В одном из интервью он сказал: "Так ведь моя школа - не каратэ. Я учился в течение всего лишь одного года тодэ у господина Фунакоси Гитина, а всю остальную жизнь занимался изучением и преподаванием кэмпо и дзюдзюцу".
http://www.ashihara.nm.ru/article_history.html