Африка. Часть 2: каратэ |
Tweet | Посетителей: | 26905 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Африка. Часть 2: каратэ
Главный_редактор 09-12-2009 17:40 |
Не будет преувеличением сказать, что об африканских единоборствах мы почти ничего не знаем. Ну вот в Киокушине: Вилли Вильямс и Кенни Утенбогард из стариков, ну да еще Хенни Босман. Сиябонга Тьяндела, благодаря поединку с Анзором Шихабаховым на «Битве Чемпионов». Поездка сборной России ИФК в ЮАР в 98 году - победы Ольги Микиртумовой, Яши Зобнина и поражение Зухры Курбановой по весам. Недавняя тренерская работа Вити Проценко где-то в Конго. Что еще? Вроде и все. С традиционным каратэ, если верить Вадиму Дормидонтову, ситуация аналогичная. То есть каратэ вроде и есть, но известно о нем очень мало. Не скажу, что благодаря нашей поездке мы узнали об африканском каратэ очень много, но, мне кажется, мы стали понимать, что же это такое.
Ролик Вадима Дормидонтова "Budo from Africa"
«Кшатра в Танзании» была не сбором, а экспедицией. То есть тренировочная составляющая была второстепенной, главным было знакомство со страной. И это знакомство получилось настоящим, боевым, благодаря стержню всей экспедиции - семинарам и показательным выступлениям для местных единоборцев. И я очень благодарен Максиму Дедику за его приглашение принять участие в этих мероприятиях - все таки восприятие совершенно различно снаружи и изнутри.
Всего семинаров было шесть (три в Даре, в Богомойо, в Морогоро и на Занзибаре), а показательных выступлений - три, одно в самом начале экспедиции в Даре, одно в середине в Морогоро, и еще одно в самом конце - на Занзибаре.
Так как семинары посещали представители очень разных направлений, программы всех семинаров в общем-то отличались, но имели и общие части, нужные и важные для ударников всех стилей и направлений. Эту часть вел Максим, пытаясь где-то отдельными словами, где-то жестами донести до учеников понятия базы, позиции, укоренения, концентрации, чувствительности, движения, взрыва.
Ну а продолжение всегда было разным - в нем кроме Максима участвовал и Вадим Дормидонтов, и я, иногда и Рута (о нем позже) .
Причем программа определялась перед самым началом семинара, когда становилось ясно с кем сегодня придется работать. Например, на Занзибаре я занимался с тай-боксерами, в то время как Вадим пояснял принципы кихона каратистам,
а в Богомойо мы вели тренировки со всей группой отдельными блоками друг за другом.
Семинар в Богомойо
Так что же можно сказать об африканских единоборствах?
Во-первых, они есть. Есть люди, которые усердно изучают единоборства.
А мало знаем мы о них, прежде всего из-за того, что в силу бедности африканские единоборцы почти не имеют возможности ездить по миру. И тем не менее, отдельные направления, благодаря энтузиастам, неплохо развиваются. За время этих семинаров (на которые приглашались все желающие) мы видели представителей представители многих стилей и направлений - нескольких направлений каратэ (из классических - сётокан, годзю-рю, например), нескольких направлений таэквондо, бойцов кик и тайбокса, представителей экзотических направлений, зачастую доморощенных. И иногда участники демонстрировали неплохой уровень - например, воспитанники секции сётокан в университете Мзумбе в Морогоро или юные тай-боксеры на Занзибаре.
Ну а самую отточенную технику и самый высокий уровень показал Рута Ринго - сын руководителя сётокан (и сам уже давно тренер) в Дар-эс-салааме. У Руты 2 дан по сётокан, на который он сдал в 2004 году, а всего он занимается лет 15 или даже больше - с самого маленького возраста. Для меня, киокушиновца, его техника показалась идеальной, хотя более искушенный в классике Вадим нашел и недочеты. Уровень Руты подтверждает то, что он влился в нашу команду и был с нами всю экспедицию, участвуя в показательных выступлениях.
Рута Ринго
Посудите сами - Рута с Вадимом после получасовой репетиции делали синхронно Бассай-дай, только Вадим - ситорюшный вариант, а Рута - сётокановский. Текст, как вы понимаете, совпадает процентов на 50-60. так вот они добились того, что все схожие элементы делались одновременно и синхронно. А это очень сложно.
Мы, например, с Максимом также делали синхронно два ката - он санчин в годзюрюшном варианте, а я теньсё. Чтобы ката заканчивались синхронно мне пришлось выкинуть из него третий (парный) комплекс, а синхронизация перемещения и дыхания нам с Максимом давалась очень непросто.
Вторую особенность африканским единоборствам придает - это очевидно и от этого никуда не деться - африканская жара. Я уже писал, что через полчаса после восхода солнца уже жарко и от любой нагрузки мгновенно становишься мокрым.
И хотя терморегуляция в условиях жары у африканцев, конечно, лучше чем у белых, но и они страдают от жары. Поэтому даже по жизни видно, что тут все стараются всё делать не спеша, без резких движений, стараются не перенапрягаться. Это, очевидно, переносится и на каратэ. Очень сложно добиться от них взрыва в ударе, если они по жизни максимально расслаблены. И тренировки потому у них по структуре и упражнениям совершенно отличаются от наших. И когда мы проводили семинары было хорошо видно, что они не привыкли к таким продолжительным нагрузкам (хотя по нашим меркам нагрузка была ниже средней). Мне лично кажется, что в Африке принципиально невозможно развивать никакую борьбу, по крайней мере, массово. Ну невозможно тут долго напрягаться! Очевидно, что для тренировок в Африке нужны совсем новые для нас подходы. Максим рассказал историю, как какой-то наш тренер (не помню по какому спорту), приехавший тренировать в Африку, через полгода посадил свое сердце, потому что пытался реализовывать привычные для себя методики.
Третья особенность вытекает из того, что в основной массе единоборства развиваются там достаточно изолированно от внешнего мира. Из-за того, что варятся они в своей каше, иногда со временем их деятельность приобретает удивительные формы, чему мы были свидетелями на Занзибаре. Там, не столько мы сделали показательные выступления, сколько их сделали для нас. В зале были собраны представители всех стилей Занзибара, причем на семинар был отбор - не больше нескольких человек от клуба. И все равно собралось больше сотни человек! Так вот, каждый клуб делал свое показательное выступление. Это было нечто! Передать это невозможно. Если специфическое исполнение техники классических школ - сётокан, годзю-рю или таэксвондо - мы еще ожидали, то увидеть некоторые доселе нам неизвестные единоборства было неожиданным. Скорее всего, большая часть того, что мы увидели рождено прямо на Занзибаре, но для придания легитимности «этому» были присвоены красивые имена и названия. Я был реально потрясен некоторыми увиденными выступлениями, так что почти ничего не запомнил. Потрясен ирреальностью того, что я наблюдаю. Врезалось в память некое «кубинское» каратэ (но к Дзёсинмон это не имеет никакого отношения), когда внешне имеющая сходство с каратэ техника (и даже поединок, который они пытались провести в полный контакт голыми руками) выполняется с одновременным напеванием и полутанцуя. Но на капоэйру это тоже совершенно не похоже. Когда Вадим закончит фильм о поездке - вы сами это увидите.
Но зато эти люди просто жаждут новых знаний. На всех семинарах все пахали от и до, стараясь все делать как можно лучше и относясь к нам с большим уважением. Мне это очень напомнило 80-ые годы, когда в условиях полного отсутствия информации мы черпали ее отовсюду где только можно - из затертых ксероксов (даже не ксероксов, а «синьки»), из фильмов, а каждый человек восточного типа казался нам носителем тайного знания. Мне показалось, что в Танзании именно этот период развития. То есть там российские 80-ые не только в экономике или уровне жизни, но и в уровне развития каратэ. Но, кстати, могу сказать, что в ответ на такое внимание с их стороны все мы - и Макс, и Вадим, и я работали с большим удовольствием и отдачей. Каждый последующий семинар был все длиннее предыдущего. Рекорд был в Богамойо, где семинар длился 4,5 часа - и это на африканской жаре! Посмотрите фото - начали мы при солнце, а закончили в кромешной тьме.
Мне кажется, что эти люди сохранили в своем каратэ то, что утеряли мы, уйдя в спорт или в жесткие структуры федераций. Я имею в виду искренность в своих занятиях и любовь к тому, чем занимаешься. Любовь бескорыстную, не привязанную к результату, титулам, званиям и, тем более, к деньгам. Они тренируются так же как и живут, не стесняясь себя, не строя из себя нечто большее чем они есть - это лично мое ощущение. Например, когда мы с Максом на Занзибаре делали показательные в ответ, одному из участников семинара так нравилось то, что мы делаем - а мы показывали силовой киокушин - набивка, спарринг, самозащита - что он после каждого эпизода со всего размаха бил руками по татами, громко кричал «Yes!» и хлопал в ладоши.
Они не боятся своих эмоций. Я тогда вспомнил КАНовский чемпионат мира в Венгрии (я уже писал об этом), когда сидевший за нами на трибунах африканский каратист (кажется из Конго) так болел за Россию, что, не стесняясь, орал в полный голос «Р-р-р-р-р-расия-я-я-я-я!»
Так что, может быть, они пока не очень хорошие каратисты - по крайней мере, некоторые из них, но, мне кажется, они правильно следуют пути. И даже нам есть о чем задуматься и, может быть, оглянуться на нас самих двадцатилетней давности и кое о чем вспомнить.
Продолжение следует...