Чехия. Старушка-Европа |
Tweet | Посетителей: | 26537 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Чехия. Старушка-Европа
Главный_редактор 01-05-2010 17:40 |
Чехия. Часть 1. Старушка-Европа.
Неделю назад я побывал в Чехии с бойцами на профессиональном турнире по кику «Битва титанов». Результаты турнира здесь. Но для меня не турнир оказался главным впечатление о поездке, а сама Чехия. И это впечатление оказалось ...
Так получилось, что я бывал в очень многих странах Европы, но в Чехии до этого не был никогда. И именно Чехия открыла мне глаза на настоящую Европу - ту Европу, которую часто называют «старушка». Я увидел, что «старушка» - это не гипербола или шуточное определение. Европа в исполнении Чехии - самая настоящая старушка, в самом прямом смысле, со всеми атрибутами старушечьей жизни. Спокойствием, чистотой, уютом, покрывалами на диванах и салфеточками на столе. И это страна, некогда воинственная, находившаяся в самом центре Европы на перекрестке всех геополитических дорог, и активно участвовавшая в ее политической жизни Европы! Но по порядку.
В Чехии мы побывали в трех городах - в Праге, куда мы прилетали-улетали, Карловых Варах, где была наша «база», и в Плзене, где, собственно, и был турнир. Все три города показались совершенно разными внешне, но совершенно идентичными по своему внутреннему содержанию.
Прага
Начну с Праги. Там мы были недолго, а потому и впечатлений не так много. Город сказочно красивый. Старинная часть города в несколько раз по площади превышает старинные центры всех европейских городов, которые я видел. Предпочитавший последние лет двести сразу сдаваться завоевателю, город очень давно не разрушался, а потому сохранил память о совершенно разных периодах своей истории. Например, кафе «У золотого кувшина» в самом центре Праги, расположен в глубоком подвале, построенном еще в раннеримский период Праги в готическом стиле, - то есть ему лет 600! Правда сейчас он оформлен как домик охотника...
А Прага в разные периоды был столицей различных княжеств, герцогств, королевств и даже империй! Например, уже в 1355 году Прага стала столицей 3-ей Римской империи - Священной римской империи германской нации (он же «Первый рейх», просуществовавший 850 лет) и просуществовавшей до 1806 года), куда ее перенес принц Чехии и король Люксембургский Вацлав, ставший впоследствии Императором Карлом IV и одновременно Королем Карелом I (Я, кстати, никак не мог понять, почему главная площадь Праги называется Вацлавской, хотя центральная конная статуя установлена Карлу IV - разобрался только в Москве). И хотя потом столица переносилась из Праги, то в Вену, то в немецкие города, но еще дважды возвращалась сюда.
Но гуляя тут, создается полное ощущение, что тут не гуляешь по улицам, а ходишь по музею. Город, не живой, что ли, застывший. Много туристов, причем людей больше немолодых, а молодежи, наоборот, маловато, по сравнению с тем же Берлином, Лондоном или Амстердамом. Хотя и тут я увидел свойственные, в общем-то, для Европы картинки, но тут они смотрелись как то странно, не вписывались в общую атмосферу.
И это, повторюсь, в столице некогда воинственного государства, многократно воевавшим со всеми вокруг. О чем , кстати, напоминают и памятники. Например, перед входом во дворцовый комплекс «Пражский Град», расположенном на высоком берегу Влтавы, где располагались резиденции королей, императоров, советских руководителей и даже штаб Рейнхарда Гейдриха, стоят две скульптурных композиции, не оставляющих сомнения в воинственном прошлом королевства.
Кстати, название одного из известных герцогств, входящих в состав Чехии - Богемия, происходит от названия племени бойев, по имени которых и названа земля (Богемия = Boiohemum, «земля бойев»). Кто читал мои прошлогодние заметки о Корнеслове, тот не усомнится, что название племени - однокоренное к старославянским словам «бой», «война», «воин». То есть племя было воинственным. Кстати, хотя Карловы Вары расположены в Богемии, ничего подобного там не осталось и в помине, но об этом позже.
(Замечу, попутно, что в Пражском Граде расположена центральная жемчужиной всей Праги - собор Святого Вита, строившегося и перестраивавшегося почти 600 (!) лет. Мы осматривали его уже поздно вечером - часов в 11, но нас тем не менее беспрепятственной впустили на территорию дворцового комплекса. Кроме нас там бродило еще человек 5. Это меня, привыкшего в России, ко постоянным оградам, запретам и церберным ЧОПам, приятно поразило)
Или, на Карловом мосту, мы нашли пару скульптур, на которых неизвестные нам личности, но по-видимому, представляющие Чехию или те государства, в которые она входила, покоятся на плечах у покоренных народов - арабов, негров и... по нашему с Максом мнению - славян.
Вот, например, на фото слева типичный запорожский казак.
Плзень - город совершенно другой. Четвертый по населению в Чехии. Старинная часть города типичная для Европы - пара кварталов вокруг центральной рыночной площади с главным храмом города или ратушей (где как). Плзень известен прежде всего тем, что именно тут изобрели новую технологию варки пива, известного нам как Pilsen. Всё пиво с использованием этого слова - а таких очень много - сварены именно по этой технологии. Я не знаю в чем она заключается, но считаю, что это весомый вклад в мировую культуру :)
В Плзене, накануне турнира вечером, мы были свидетелями пивного праздника на центральной площади. Спонсировало все довольно популярное тут пиво Gambrinus, которое по словам наших чешских друзей имеет только одно достоинство - цену. (Для сравнения, пиво в Чехии в кафе в центре города стоит раза в три-пять дешевле чем аналогичное в Москве, а в сельском трактире тот же Gambrinus можно купить рублей за 5 на наши деньги. Это все, опять таки, по словам наших проводников.)
В России аналогичные праздники проводятся днем, а тут самый разгар наступил уже затемно. Полная площадь молодежи зажигала под живую рок-музыку и развлекалась во всяких забавных состязаниях - бой надувными палками, толкания в надувных костюмах, перетягивания друг друга через огромную пивную банку и т.п. И главное мое впечатление - несмотря на большое количество нетрезвых молодых людей - полная безопасность и спокойствие. Никакой агрессии! Это просто чувствовалось. Мы спокойно гуляли и не было опасения, что это может быть опасно. И в этом тоже, на мой взгляд, проявлялась старушечья сущность Европы.
Это ощущение только подтвердилось на следующий день, когда мы пришли утром, часов в 10, на ту же площадь - она была идеально чистой. Человек десять уборщиков заканчивали ее подметать. И это после пьяной гулянки нескольких тысяч человек! Никаких следов пьяного угара! Вспомните, как ваша бабушка тут же, как только вы встали с кресла, поправляет покрывало, или сразу протирает стол, после того как вы пообедали. Полная аналогия!
Карловы Вары
Карловы Вары были центральным пунктом нашего нахождения в Чехии. И именно в Карловых Варах в максимальной степени проявляется все то, о чем я пытаюсь сказать. Это город из сказки, где время остановилось. Покой, покой и покой. Больничный покой.
По всем своим объективным факторам Карловы Вары являются братом-близнецом Кисловодска - города, который я открыл для себя в прошлом году. Все совершенно идентично. Оба города расположены в подкове гор и на их склонах.
В обоих городах расположены минеральные источники, и потому оба города являются курортами (в Карловых Варах 12 источников с температурой до 70 градусов).
И еще в обои городах говорят по-русски. В прямом смысле. Но об этом позже.
А сходство с Кисловодском на этом кончается. Потому что Кисловодск - при всей своей неорганизованности, плохих дорогах, и отсутствии горячей воды в некоторых районах - город живой, а тут в воздухе разлит мертвый покой. Если Кисловодск - город-курорт, то Карловы Вары - город-санаторий. Улицы - это больничные коридоры, источники - это процедурные, отели - больничные палаты. Но, при этом, Карловы Вары больница пятизвездочная.
(И в прямом, и в переносном смысле. Вот, например, мы с Максом у отеля пятизвездочного Pupp, бывшая гостиница Москва, где снимался джеймсбондовский фильм «Казино рояль»)
Но только жить здесь не хочется. Тут, наверное, хорошо умирать. Если, гуляя в Кисловодске по парку, мне хотелось ни с того ни с сего побежать, что там многие и делают, то тут наоборот, хотелось идти все медленнее и медленнее.
Тут превращаешься в старика, как в сказке о потерянном времени. А потому тут, несмотря на неимоверную красоту и, казалось бы, всех предпосылок для тренировок, совершенно не хочется напрягаться и тренироваться, зато хочется не спеша творить и философствовать, на чем мы поймали себя с Максом. Именно поэтому тут побывали практически все известные европейские писатели, поэты, художники. Тут проводится кинофестиваль. (Кстати, о кино. Именно тут расположено кафе «Элефант», где Штирлиц встречался с женой в самой пронзительной сцене всего фильма.
О русской речи. В Карловых Варах русская речь звучит на улице, так же даже чаще чешской. Потому что улицы и магазины заполнены отдыхающими русскими. Это русский город. Все вывески дублируются на чешском. Я не оговорился. Все вывески - на русском, а дублируются на чешском. Причем так стало только несколько лет назад, после издания специального указа. До этого, вывески тут были без чешского перевода. Полгорода - отели, магазины, принадлежат русским.
Тут даже есть анекдот. Встречаются президенты России и Чехии. Наш говорит: «Убирайте радар, а то мы ударим ракетами по вашей Праге». Чешский отвечает: «Если вы ударите по нашей Праге, то мы ударим по вашим Карловым Варам». Вот такие Карловы Вары.
Мне они очень понравились. И я бы с удовольствием сюда бы возвращался. Но только не надолго, чтобы не стать стариком.
В завершение, я поясню свою главную мысль. Я ни в коем случае не хочу говорить, что «старушечья» суть Европы - это плохо. Не хочу, чтобы в моем посте чувствовалось какое-нибудь пренебрежение. Ни в коем случае! Просто я воочию убедился в правильности теории этногенеза Льва Гумилева (о котором я вскоре хочу написать - опять произошла интересная встреча, теперь уже в Тверской губернии). Старый этнос, возраст которого перевалил за 800 лет (а средний возраст этноса по Гумилеву - 1200 лет), ведет себя точно так, как и старый человек. Его энергия уходит на поддержание уже созданного. У этноса это проявляется в максимальном развитии культуры, искусства, демократических институтов в устройстве государства. От старика нельзя ожидать прыти и безумств, а от старого этноса - радикальных шагов. Зато от старого человека можно ожидать хорошего совета, а в стране стареющего этноса очень хорошо отдыхать и раслабляться. Это естественно. И это надо учитывать, когда вы сообщаетесь и со старушкой, и со старушкой-Европой.
Читайте также:
Константин "Кот" Белый, 2010