Германия. Берлин. Мемориалы |
Tweet | Посетителей: | 37374 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Германия. Берлин. Мемориалы
Главный_редактор 03-01-2017 00:00 |
Германия. Берлин. Мемориалы
Как я неоднократно говорил – свидетельства нашей великой истории можно обнаружить в самых неожиданных, зачастую обычных местах. Зачастую, эти свидетельства скрыты и требуется внимательный взгляд и искренний интерес, чтобы их разглядеть. Но бывает и наоборот – об этой истории рассказывают монументальные мемориалы, пройти мимо которых невозможно. Есть они и за границей. Я уже писал о своих посещениях мемориалов Великой Отечественной войны в Братиславе и Вене, памятника Битве народов 19-го века в Лейпциге. Но, конечно, самый известный из подобных мемориалов – Трептов-парк в Берлине, куда я смог, наконец, попасть, благодаря моей поездке в октябре 2016 года на сборы в Германию.
Мемориалы
В память о 75 тысячах советских солдат, погибших во время штурма Берлина, по окончании Второй мировой войны в Берлине было построено три мемориала. Все они – не только памятники, но и некрополи - воинские захоронения. Центральным мемориалом считается Трептов-парк – цель этого моего путешествия. Но кроме него существуют еще два: мемориал павшим советским воинам в Тиргартене (самый центр города) и памятник павшим советским воинам находится в районе Панков (туда мне еще предстоит попасть).
Рейхстаг
Памятник в Тиргартене я видел много раз, что не удивительно: он расположен в пяти минутах ходьбы от Рейхстага. Но только недавно я узнал, что открыт он был спустя всего 6 (!!!) месяцев после подписания капитуляции – 11 ноября 1945 года. На старых фотографиях можно увидеть, что мемориал открывался фактически посреди пустого поля – все вокруг было полностью разрушено. Кстати, автор мемориала – Лев Кербель, более чем 50 лет спустя открыл памятник Петру I в моем родном Измайлово в Москве.
Мемоиал в Тиргартене
Центральная часть мемориала представляет собой вогнутый ряд колонн с более крупной центральной колонной, являющейся постаментом для восьмиметровой бронзовой статуи советского воина. По обеим сторонам установлены два танка Т-34 и две пушки, принимавшие участие в битве за Берлин (на фото в кадр не попали). Справа и слева от главной дорожки находятся захоронения погибших советских офицеров, а за спиной у солдата в небольшом сквере покоятся останки советских солдат. Точное количество захороненных здесь неизвестно и составляет по разным данным от 2000 до 2500 человек.
Безоговорочная капитуляция
Но не этот мемориал был целью туристической части моей поездки. Еще в Москве я решил, что в этот раз я все-таки доберусь до Трептов-парка, куда, несмотря на многочисленные поездки в Берлин, мне все время не удавалось попасть. И вроде он и не далеко от центра, но все время времени не хватало. Боялся я что так получится и в этот раз. Но обстоятельства шли мне навстречу: выяснилось, что жить я буду в Кёпеник-Мюгельхайме – курортном районе на юго-востоке Берлина. А путь в центр из Мюгельхайма лежит мимо Трептов-парка – он тоже на юго-востоке, но ближе в центру (примерно в 7 километрах от исторического центра). Но удивительным в этой поездке оказался совсем не этот факт, а то, что еще до посещения Трептов-парка, те же обстоятельства, как это часто со мной бывает, привели меня еще к одному свидетелю нашей великой воинской истории. Причем, как обычно, произошло это совершенно неожиданно.
Дело в том, что Берлин – единственный город в Европе (а может и в мире), где расположены сразу два полноценных зоопарка. Это, естественно, связанно с тем, что город был разделен на Восточную и Западную часть. В западном зоопарке (Цулогишер-Гартен) я был несколько раз: первый раз в 2000 году вместе с нашей командой – Максом Дедиком, Алексеем Алексеевым, Олегом Калининым, Расулом Эскерхановым, Арменом Манасяном.
Сборная Бусидо, весна 2000
Потом я там был еще пару раз – до него легко добраться: он расположен рядом с центром, компактный, но очень наполненный. Кстати, уже упомянутый выше один из трех мемориалов нашим воинам расположен совсем недалеко от зоопарка, на другом (восточном) краю парка Тиргартен, южной частью которого и является зоопарк.
Но я хотел попасть и в восточный зоопарк (Тирпарк), который по площади значительно превышает западный и его концепция принципиально другая – что-то типа сафари-парка. Эту мечту удалось воплотить и тоже отчасти потому, что Тирпарк расположен на юго-востоке Берлина, недалеко от Трептов-парка. Олег Леонхарт, у которого мы гостили, любезно отвез нас в Тирпарк, который действительно произвел огромное впечатление – с московским зоопарком его даже сравнивать нельзя. Но сейчас не о нём.
Удивительное произошло дальше. Мы планировали ехать в Трептов-парк, расположенный неподалеку. Но отъезжая от Тирпарка мы попали в неожиданную пробку, и Олег, чтобы не терять времени, съехал с широкой улицы и поехал по маленьким улочкам. И буквально в полукилометре от зоопарка на одной из таких меленьких улочек я вдруг увидел указатель и надпись на русском языке «Русско-немецкий музей». Я попросил Олега повернуть по указателю, и через пару минут мы уперлись в сохранивший старинные черты дом.
А дом этот сыграл роль в жизни каждого жителя Европы – именно в нем 8-го мая 1945 года была подписана безоговорочная капитуляция немецких войск.
О существовании этого музея я ничего не знал. Что, в общем-то, неудивительно – музей называется совершенно нейтрально: Музей «Берлин-Карлсхорст» (Deutsch-Russisches Museum Berlin-Karlshorst).
В названии не только нет ничего, что говорило бы о значимости этого места, но и вообще ничего о его тематике. А ведь этот музей – единственный (!) в Германии с постоянной экспозицией, посвященной войне, направленной на уничтожение Советского Союза. Музей находится в том самом здании бывшего клуба офицеров и офицерского казино фортификационного училища сапёров, в одном из залов которого был подписан акт о капитуляции. Здесь до 1949 размещалось Советская военная администрация в Германии, а в 1967 был основан Музей капитуляции.
Окончательно здание Россия покинула в 1994 году, но на следующий год в день 50-летия Победы музей открыли заново, значительно расширив и дополнив его коллекцию. Экспонаты бывшего музея капитуляции послужили основой для новой экспозиции, к которой музеи обеих стран и частные лица добавили многочисленные материалы. Уникальность музея в том, что это единственное двустороннее учреждение, курирующееся и Германией, и Россией.
Музей выглядит достаточно скромно, но содержится в образцовом порядке.
Снаружи слева от входа установлен танк Т-34 и мемориальная стена.
А за домом – советская военная техника, среди которой есть и редкие экспонаты – танк ИС-2, самоходные орудия.
Внутри на втором этаже - экспозиция, часть из которой меняется под тематические выставки, а часть – постоянная.
Но сердце музея – зал, где была подписана капитуляция.
Находясь в нем испытываешь странное смешанное чувство благоговения и скорби. Смотритель сказал, что тут все точно так же как и 70 лет назад.
Кстати, стоя в этом зале, мне невольно вспомнился момент, который произошел при подписании капитуляции. По воспоминаниям участников, во время подписания акта о капитуляции Германии 8 мая 1945 года глава немецкой делегации фельдмаршал Кейтель, увидев среди присутствовавших на церемонии лиц во французской военной форме, не смог сдержать удивления: «Как?! И эти тоже нас победили, что ли?!». Такая его реакция не удивительна, не только потому что именно Кейтель менее пяти лет назад председательствовал на переговорах с побежденными французами и принимал у них капитуляцию, запрещавшую иметь армию, но и потому, что только 10 декабря 1944 в Москве был подписан Договор о союзе и взаимной помощи между СССР и Францией. До этого же французский добровольческий легион с лета 1941 года принимал участие в войне на стороне Германии (в войне против СССР погибло около 8 тысяч французов, не считая эльзасцев, призванных напрямую в вермахт). Кроме того, в 1941 году французские войска сражались против британских войск в Ливане и Сирии, на Мадагаскаре, в Сенегале и в Конго. На всех этих театрах боевых действий французские войска были разгромлены британцами. В 1942 году французские войска воевали в Марокко и Алжире против высадившихся там американских и британских войск, но в течение нескольких дней были также были разгромлены. Интересно, что французский флот немцам не достался, но его уничтожили как раз англичане (которые, вроде как воевали с Германией!) в своих портах. Все это к вопросу о европейской солидарности и сплоченности – видно как за несколько лет члены европейской дружной семьи успели друг с другом и подружиться, и повоевать и снова подружиться.
Ну а выходя из музея я увидел огромный витраж во всю стену, на котором был изображен всемирно известный памятник Воину-освободителю в Трептов-парке.
Именно туда и лежал дальнейший путь.
Трептов-парк
От музея капитуляции до Трептов-парка на машине – минут десять. Парк расположен вдоль реки Шпрее, на которой стоит Берлин. Для Берлина с его огромными зелеными зонами он не очень большой – менее 90 гектаров, из которых собственно мемориал занимает 10 гектаров. Остальное – зеленая зона.
Мемориальный комплекс в Трептов-парке был создан после конкурса, объявленного в 1946 году, в котором принимало участие 33 проекта. Победил проект молодых авторов 38-летнего Евгения Вучетича (автор монументов Родина-мать в Волгограде и в Киеве) и 30-летнего Якова Белопольского (автор памятника Гагарину в Москве и Большого московского Цирка). Авторы создали настоящий некрополь-храм. Именно эти авторы через 20 лет создадут крупнейший в мире мемориал Великой Отечественной войны – комплекс «Мамаев курган» в Волгограде. Мемориал в Трептов-парке был торжественно открыт 8 мая 1949 года. Он является крупнейшим из подобных мемориалов советским воинам за пределами нашего государства, а до открытия Мамаева кургана в 1967 году был самым крупным памятником советским солдатам и в мире.
Интересно, что полтора века назад на месте мемориала находилось ристалище - игровое поле в форме ипподрома для занятий играми и спортом длиной 250 м и 100 м шириной. Сейчас контуры бывшего ристалища хорошо видны на аэрофотосъемке.
В 1946 году это упорядоченное овальное пространство было выбрано Советской военной администрацией для перенесения останков воинов и устройства мемориала. К изготовлению скульптурных элементов по эскизам Вучетича привлекли 60 немецких скульпторов и 200 каменотесов, а всего в работах было задействовано около 1200 немецких рабочих, а также немецкие фирмы. В немецких мастерских также были изготовлены чаши для вечного огня и мозаика для внутренней отделки мавзолея под скульптурой Воина-освободителя. Для сооружения памятника потребовалось около 40 тысяч квадратных метров гранита, и здесь пригодились плиты, доставленные фашистами из оккупированной Голландии. Гитлер предполагал использовать их для монумента в честь победы над Россией.
Из воспоминаний следует, что немцы не понимали, зачем сразу после войны строить такой грандиозный мемориал, вместо того, чтобы сосредоточиться на восстановлении жилья. Но советский военный комендант Берлина генерал-майор Котиков на встрече с администрацией Берлина сказал:
«Нет такого камня, который был бы слишком дорог, нет такой горсти земли, которая была бы слишком дорогой, и нет таких усилий, которые были бы слишком велики, чтобы возвести мемориал сынам советского народа, которым пришлось отдать свою жизнь для защиты своей Родины против немецких фашистов. Мертвые, которые покоятся здесь, в чужой земле, не хотели никакой войны, они хотели бы лучше остаться со своими женами и детьми. Монумент должен одновременно предостеречь, напомнить живым: никогда снова не начинать войны. За сохранение мира нужно работать и бороться, и не завтра или послезавтра, а сегодня и ежечасно».
Позднее на торжественной церемонии открытия монумента он же сказал такие слова:
«Этот памятник в центре Европы, в Берлине, будет постоянно напоминать народам мира, когда, как и какой ценой была завоевана Победа, спасение нашего Отечества, спасение жизней настоящих и грядущих поколений человечества».
Парк ограничивают две улицы, одна из которых – идущая вдоль реки – называется «Аллея Пушкина». В сам парк можно войти через южную и северную арки. Мы вошли через северную, как раз с аллеи Пушкина.
От каждой арки навстречу друг другу идут аллеи, встречаясь на площади с установленной посередине скульптурой скорбящей матери-родины.
Эта скульптура установлена как раз в центре одного из полукружий старого ристалища.
Перпендикулярно входным аллеям от Родины-матери идет центральная аллея к собственно мемориалу. Аллея обрамлена плакучими березами, что поддерживает атмосферу скорби.
Аллея заканчивается около установленных напротив друг друга фигур двух коленопреклоненных солдат и пурпурным гранитным пилонам, стилизованным под приспущенные знамена, на которых написано: «Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства».
Знамена образуют подобие ворот, открывающих выход к мемориальной площадке с видом на статую Воина-освободителя.
За этими "воротами" открывается вид на собственно некрополь.
По обеим сторонам площадки стоят по 8 «саркофагов» с барельефами, на которые нанесены цитаты Сталина – справа на немецком языке, слева на русском.
Я прочитал их все и некоторые произвели на меня впечатление. Я решил потом найти их все в Интернете и вставить в этот свой пост, но сколько ни старался найти их так и не смог, а фотографировать я их все не стал, думая, что отыщу их без проблем. Кстати, несмотря на все геополитическое потрясения за 70 лет цитаты не были удалены. Не удалены они и до сих пор, не смотря на то, что ряд политиков в Германии выдвигал такие предложения. Но по существующему договору 1992 года Германия не может делать никаких изменений в мемориале без согласования с Россией, и обязуется вечно содержать его в надлежащем виде.
А вот сами барельефы я сфотографировал.
Сделанные в классическом стиле советского монументализма они строги, ясны и понятны.
Где-то я встретил мнение, что эти 16 саркофагов являются символами 16 республик СССР (15 + Карело-Финская республика, впоследствии упраздненная), но так ли это подтвердить не могу.
Сами «саркофаги» таковыми не являются – захоронений здесь нет. Братские могилы расположены за саркофагами под платанами.
Всего здесь похоронено около 7000 советских воинов (при штурме Берлина пали около 23000 советских солдат).
При этом известны имена только около 1000 из них.
На противоположном конце площадки – точно в центре второго полукружия древнего ристалища – расположен сакральный центр всего мемориала: конический курган с лестницей, идущей к основанию скульптуры Воина-освободителя.
Внутри этого постамента находится небольшой круглый поминальный зал - мавзолей (вход в него закрыт, но заглянуть можно).
Стены зала украшены мозаичным панно, где изображены представители всех 16-ти республик СССР, возлагающие венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества». И это тоже цитата из Сталина. А в центре зала расположен кубический постамент из чёрного полированного камня, на котором стоит золотой ларец с пергаментной книгой в красном сафьяновом переплёте. В книгу вписаны установленные имена героев, павших в боях за Берлин и погребённых в братских могилах. Купол зала украшает люстра диаметром в 2,5 м из рубинов и хрусталя, воспроизводящая высший орден Великой Отечественной войны - орден «Победа».
Воин-освободитель
О самом монументе Воину-освободителю следует сказать подробно.
Во-первых, интересна история создания проекта самого памятника. По предложению маршала Ворошилова в берлинском Трептов-парке должна была стоять величественная бронзовая фигура Сталина с глобусом в руках – то ли символом спасенного мира, то ли символом «Весь мир у нас в руках». Вучетич вспоминал:
«Главную фигуру ансамбля смотрели художники, скульпторы. Хвалили, восхищались. Но я испытывал неудовлетворенность. Надо искать другое решение. И тут я вспомнил советских воинов, которые в дни штурма Берлина выносили из зоны огня немецких детей. Метнулся в Берлин, побывал в гостях у советских солдат, встречался с героями, сделал зарисовки и сотни фотографий — и вызрело новое, свое решение: солдат с ребенком на груди. Вылепил фигуру воина метровой высоты. Под ногами его — фашистская свастика, в правой руке автомат, левая придерживает трехлетнюю девочку».
Но проект принимал сам Сталин. По воспоминаниям он сказал: «Слушайте, Вучетич, вам не надоел этот, с усами?» «Это пока эскиз», - попытался кто-то заступиться. На что Сталин ответил: «Автор был контужен, но не лишен языка», - и стал ждать ответа Вучетича. Вучетич поспешно снял пергамент со второго макета - фигуры солдата. Сталин осмотрел его со всех сторон, скупо улыбнулся и сказал: «Вот этого солдата мы и поставим в центре Берлина, на высоком могильном холме... Только знаете, Вучетич, автомат в руке солдата надо заменить чем-то другим. Автомат — утилитарный предмет нашего времени, а памятник будет стоять в веках. Дайте ему в руку что-то более символичное. Ну, скажем меч. Увесистый, солидный. Этим мечом солдат разрубил фашистскую свастику. Меч опущен, но горе будет тому, кто вынудит богатыря поднять этот меч. Согласны?»
Во-вторых, интересна история с этим мечом. По словам авторов, меч воина-освободителя, которым он разрубает поверженную свастику, вовсе не придуманный, а является точной копией двухпудового меча псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался против «псов-рыцарей». Но это не главное. Сейчас, этот памятник Воину-освободителю является завершением триптиха, непосредственно связанной с этим мечом. Правда, создавалась она в обратном порядке. Первая по смыслу скульптура – «Тыл – фронту» была открыта в 1979 году в Магнитогорске. 15-метровая скульптура на 18-метровом искусственном холме символизирует передачу выкованного меча от рабочего – воину-защитнику.
Вторая скульптура – всемирно известная «Родина-мать» на мемориале «Мамаев курган», созданный также Вучетичем и Белопольским в 1967 году, где меч высоко занесен на смерть врагу.
Ни и третья по смыслу, но первая по порядку создания – скульптура Воина-освободителя в Трептов-парке, где меч уже опущен и им разбита фашистская свастика.
В-третьих, этот памятник является и символом, но одновременно и памятником реальному человеку – Николаю Масалову. Факт спасения им 30 апреля 1945 года в районе Потсдамер немецкой девочки, оказавшееся в зоне соприкосновения войск, задокументирован. А директор упомянутого уже выше музея «Берлин-Карлсхорст» Петер Ян говорил, что документально зафиксированы как минимум пять случаев спасения немецких детей советскими солдатами во время битвы за Берлин (недокументированными остаются несколько десятков подобных случаев!). При этом, долгое время считалось, что такой подвиг совершил старший сержант Трифон Лукьянович, который также спас девочку во время городских боёв, но погиб от ранений 29 апреля 1945 года. В свое время эту фамилию назвал в статье, напечатанной в «Правде», Борис Полевой. С его подачи в Трептов-парке был установлен мемориальный камень с выбитой на нем фамилией Лукьяновича. Однако дотошные сотрудники музея «Берлин-Карлсхорст» установили, что это лишь условный, собирательным образ, в реальной жизни человека с таким именем не существовало. И камень в Трептов-парке был демонтирован. А скульптор Вучетич вскоре после войны встречался именно с Николаем Масаловым, который впоследствии был даже внесен в список Почетных граждан Берлина (а после объединения Германий оттуда исключен).
Про того, кто позировал скульптору есть как минимум четыре версии. Скорее всего все они правдивы, так как работа над скульптурой продолжалась долго. Но главным прототипом все-таки считается Иван Одарченко. Получилось это случайно. На празднике, посвященном Дню физкультурника, скульптор встретил 21-летнего рядового Ивана Одарченко, который бежал кросс, но выбыл из борьбы и, переодевшись в гимнастерку, колоритно присел на трибуне. Статный гвардеец Иван Одарченко освобождал от фашистов Белоруссию, Польшу, Австрию и Чехословакию. Не раз раненый и контуженый, этот солдат с честью прошел войну и с радостью согласился стать прообразом воина-освободителя. Интересно, что позже Одарченко несколько раз нес дежурство у памятника уже после открытия комплекса. Правда потом Вучетич неоднократно подчеркивал, что возвышающаяся над Трептов-парком фигура отнюдь не является скульптурным изображением конкретного героя, а является собирательным образом советского воина и символом Победы. Что же касается девочки, то скульптору позировала трехлетняя Света, дочь коменданта Берлина генерала Котикова.
Скульптура солдата весом более 70 тонн была изготовлена весной 1949 года на ленинградском заводе «Монументальная скульптура» в виде шести частей, которые были отправлены в Берлин частями по воде. Любопытно, что лучшие немецкие фирмы, даже при кооперировании усилий нескольких заводов, брались отлить такую статую за срок не менее чем 6 месяцев. Ленинградцы выполнили эту работу за семь недель. По рассказу Вучетича, после того как один из лучших немецких литейщиков наиточнейшим образом осмотрел изготовленную в Ленинграде скульптуру и убедился, что всё сделано безупречно, он подступил к скульптуре, поцеловал ее цоколь и сказал: «Да это же русское чудо!»
Интересно, что сохранился предварительный 2,5-метровый макет памятника, изготовленный Вучетичем. Эта скульптура была в 1964 году перевезена из Германии в Серпухов и установлена около городской больницы имени Н. Семашко. В 2008 году была начата реставрация памятника, после которой 22 июня 2009 года скульптура была установлена на гранитный постамент на территории мемориального комплекса в Серпухове «Соборная гора». Я обнаружил этот памятник случайно в 2010 году в очередной приезд в Серпухов, когда поднялся на хорошо знакомую Соборную гору и с удивлением увидел там новенький мемориал. Только тогда я не знал, то эта скульптура – авторская, макет оригинала в Берлине.
Памятник в Серпухове
Пролетевшие годы не пощадили Воина-освободителя. Осенью 2003 года скульптура воина в Трептов-парке была разобрана и отправлена на реставрацию. 13-метровый колосс разобрали на 35 составных частей, каждая из которых с применением новейшей технологии была до начищена блеска. После обработки поверхности окисью меди все фрагменты покрыли специальным защитным слоем на восковой основе, что вернуло позеленевшему от времени памятнику «природный» темно-коричневый цвет. Скульптуре изготовили специальный металлический «корсет», который помещен внутрь фигуры и накрепко соединенный с наружными сегментами. Это позволило многократно увеличить устойчивость монумента. Восьмиметровый бетонный цоколь, на котором стоит солдат, также укреплен с помощью стального каркаса. 2 мая 2004 года отреставрированная скульптура вернулась на своё прежнее место. Архитектор реставрации Кнуд Петерсен заверил, что в ближайшие 100 лет памятник в реставрации нуждаться не будет.
Завершая свой рассказ, могу лишь выразить сожаление, что наша страна, создавшая уникальный по силе воздействия памятник, и воплотившая его в кратчайшие сроки в условиях полной разрухи, спустя 60 лет была вынуждена заказывать его ремонт у побежденной стороны, так как не имела ни средств, ни соответствующих технологий. Но хочется надеяться, что этот период уже позади, и что сейчас, спустя полтора десятка лет после реставрации Воина-освободителя, наша страна стала вновь достойна славы своих предков.
Константин "Кот" Белый, 2017