Корнеслов и Боевые искусства |
Tweet | Посетителей: | 25414 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Корнеслов и Боевые искусства
Главный_редактор 08-05-2009 17:40 |
Итак, снова есть Интернет, и я продолжаю рассказ о «Богатырской Слободе».
6 и 7 мая
Оба эти дня продолжалась борьба за «Святую Русь». В процессе работы стало ясно, что задача значительно сложнее, чем казалось сначала. Трое суток добровольцы доставали песок из трюмов, достали около 3-х тонн, но это приблизительно треть содержимого трюмов.
Пришлось искать технику. На призыв откликнулись и МЧС, и завод «Куйбышевазот», аквалангисты спасательной станции, просто водители работающий рядом техники. Но даже с помощью двух лебедок, «Урала», пожарной машины с тремя рукавами, экскаватора и крана, задачу решить не удалось.
После совещания было решено ждать конца мая, года ожидается сброс воды на ГЭС, и тогда появится шанс достать остатки песка, отремонтировать корпус, и выровнять ладью. Но это, к сожалению, будут делать уже без меня.
Отец Феоктист, как всегда, смотрит в будущее в позитивом и уверенностью в победе. Вечером мы вышли в плавание на только что построенной в Петрозаводске 18-ти местной шестивесельной ладье «Грифон», которую только неделю назад доставили в Слободу.
Во второй половине дня я по-прежнему упражнялся в метании. Видимо уже накопившаяся в руке усталость привела тому, что хотя ножи уверенно втыкались в цель, но точность снизилась, даже по сравнению в первым днем. А это привело к тому, то тренировки удлинились. Для завершения тренировки у меня было такое задание: воткнуть пять ножей подряд с двух метров в 10-сантиметровый круг. После решения этой задачи нужно было воткнуть 5 ножей подряд с трех метров в 15-сантиметровый круг. И так далее: с четырех метров - в 20-сантиметровый, с пяти - в 25 сантиметровый, с шести - в 30-сантиметровый, с семи - в 40-сантиметровый, и далее семи - в полуметровый. Попробуйте как-нибудь :)
Волновое же метание видимо станет моей задачей на ближайшие годы.
Корнеслов
Однако главное, что произошло для меня в эти дни - это знакомство с Корнесловом. Попробую рассказать, что это такое. Корнеслов - термин, введенный Президентом Российской академии наук, Министром просвещения России, адмиралом А.С.Шишковым в начале 19-го века в своем труде «Славянорусский Корнеслов». Именно эту книгу я прочитал в эти дни. Суть идеи в том (попробую изложить своими словами), что в отличие от множества (автор пишет, что вообще от всех) языков мира, славянские языки и, прежде всего, русский язык строится не на абстрактном именовании предмета или события, или явления, являясь просто «клеймом», а выражает отличительную суть предмета (события, явления) через исходный глубинный корень слова, содержащий базовый архетип. (Я и раньше слышал отрывки этой теории, в последнее время ее можно услышать в изложении сатирика Михаила Задорнова на его концертах. Но сейчас я прочитал первоисточник и подробно обсудил это с отцом Феоктистом). Базовый, глубинный корень - это совсем не то же самое, что корень в филологии. Базовый корень содержится в базовых ЗВУКОсочетаниях и зачастую сводится к одной или двум буквам. Так как звуки разными азбуками как системами записи могут фиксироваться по-разному, то у различных языков одинаковые слова различаются и порой до неузнаваемости, но архетипический корень почти всегда МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ! И в родственных славянских языках, и, прежде всего, русском, это сделать достаточно просто. А через них можно пытаться разобрать родственные слова и в других языках, обнаруживая и там эти архетипические корни. Следует понять, что филологический корень и глубинный корень - это совершенно разные вещи. Точнее все филологические корни дерева, растущего из одного архетипического корня, сводятся к нему. Разные слова, базирующиеся на одном корне и выстроенные с помощью суффиксов, окончаний и приставок дают нам разные оттенки первичного базового понятия. Часто докопаться до этого корня бывает непросто из-за того, что буквы с течением веков могут выпадать или добавляться, меняться на сходные, но для человека, мыслящего на русском языке, такая связь все равно остается очевидной. Например, слово «Бревно» и «Дерево» - базово однокоренные слова. Посмотрите: в старославянских летописях пишется как «Древно». Очевидна это производное от «Древа». Тут имеет место смена буквы, возможно, из-за особенностей речи конкретного славянского племени. С другой стороны, для русских очевидно, что «древо» и «дерево» по сути одно и тоже. Хотя здесь и появилась еще одна буква в корне. Итак, видим, что «Бревно» и «Дерево» - однокоренные по архетипу слова, хотя и различные по филологическому корню. Но для русских эта связь ясна и так, потому что бревно - кусок ствола дерева. Но такую ясную цепочку преобразований удается выстроить не всегда, хотя для нас с вами связь и будет очевидной. Например, мы чувствуем, что по архетипу слова «мор», «смерть», «смрад», «мерзость» однокоренные, хотя филолгические корни у них совершенно различны. Тем не менее, вооружась словами из других славянских языков и древними текстами, такие цепочки можно выстроить и свести все к звуковому архетипу «МР», выражающему что-то страшное, неприятное, нежелательное. Иногда такие исследования дарят удивительные открытия - например, отец Феоктист объяснил мне архетипическое строение слова «Русь». Именно так можно пытаться докопаться до истинного, глубинного смысла любого слова. Кто заинтересовался, пусть поэкспериментирует сам, а я в качестве примера попробую разобрать словосочетание «Воинское искусство».
Итак, слово «Воин». Это слово восходит к слову «Вой», характеризующему ход битвы, боя, всегда сопровождающейся истовым воем. По архетипу слова «Вой» и «Бой» однокоренные. И нам с вами это совершенно очевидно, так как ясно, что «Воин» (производное от «Вой») и «Боец» (производное от «Бой») суть одно и то же. Само существительное «Вой» проистекает от глагола «Выть» или по старославянски «Воить» (мы о сих пор говорим «воет», хотя исходный глагол «выть»). «Волк», кстати, тоже происходит от слова «Вой» и нам с вами по сути это ясно, потому что «волк воет». А подтверждается это еще и тем тем, что, например, в сербском, «Волк» это «Вук» (пишеся «Воик»). Так что, «Волк» и «Воин» архетипически однокоренные слова. «Волк» даже можно свести к «Воин Леса». Кстати, в прошлом году на «Богатырскую Силушку» в «Богатырскую Слобду» приезжали сербы из клуба «Свибор», так главу клуба зовут Радувой Раулович, и «Радувой» означает «Радующийся Бою (войне, битве)»
Так выстраиваются интересные цепочки. «Война» - значит «Вой (Бой) на кого-то»! «Воевода» - «Ведущий в Вой (Бой») А параллельно, цепочки, связанные с «Боем». «Боярин» - «Ярый (неистовый) в Бою» (от «боярин», кстати, позже произошел «барин»).
С «Искусством» сложнее. «Искусство» распадается на архикорни «Искус» и «Ст».
Очевидно, что «Искус» это хорошо знакомое и до сих пор сохранившееся в лексиконе слово. Связано оно архетипически с «Кус» («Куш») - «Кушать», «Кусать», «Вкушать», «Искушать» (в смысле «Покушать»). Но самое интересное, что сам первичный смысл слова «Вкушать» - это «Познать». Потому что возникает слово «Искусить» в связи с Библейским искушением перволюдей - они, несмотря на запрет, «Откушали» от дерева познания Добра и зла, «Искусились». Так что, архетип всех слов, связанных с корнем «Кус» (Куш») - «Знание», «Познание». Оттенки этого смысла можно найти у любого слова с «Кус» - «Покуситься», «Укусить» и т.д. Слово «Искушенный» означает «Знающи толк в чем-то». Так что первый корень в «Искусства» - «Знание».
Теперь «Ст». Архетипическое буквосочетание «ст» само является корнем. Корень «ст» можно увидеть в базовом глаголе бытия «Есть», на котором держится глагол «существовать» («Сущее есть»). Этот корень означает подтверждение существования некоего явления. Добавляясь к любому корню, «ст» означает фиксацию некоего, часто достаточно абстрактного, общего явления - «мастерство», «братство» и т.д. От этого корня происходит «Ствол» - как базовое архетипическое понятие. На стволе держатся все ветви, проистекающие из этого корня. Так и все, что связано с «Мастерством», держится на «Стволе» «Маст», а все то связано с «Искусством» - на «Стволе» «Кус». То есть, «Искусство» - это общее понятие означающее возможность, способность знать, познавать.
В результате, можно сказать, что в русском языке «Воинское искусство» означает «Способность знать (познавать) бой» (в самом глубоком смысле), а совсем не «Умение владеть оружием»!
Вот такой Корнеслов! Советую вам поупражняться в Корнеслове - получите массу удовольствия и интересных открытий!
Ну а для меня очередное нахождение в «Богатырской Слободе» подходит к концу! К моему огромному сожалению... Но меня ждет Ульяновск и Казань.
Самарская Лука, "Богатырская Слобода", 2009