Пушкин. Под дулом пистолета |
Tweet | Посетителей: | 24564 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Пушкин. Под дулом пистолета
Главный_редактор 07-06-2010 17:40 |
6 июня исполнилось 211 лет со дня рождения основателя русской живой поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Значение Пушкина для русского языка переоценить трудно, но к сожалению, благодаря иезуитской системы образования в Советском Союзе (в части первенства идеологии) Пушкин для большинства из нас превратился в штамп «наше всё», бронзовые памятники и обязательные слова про его гениальность при почти полном незнании его творчества. Но Пушкин - это не «наше всё», Пушкин - это часть каждого человека, который считает себя русским или принадлежащим к русской культуре. Потому что мы не только говорим языком Пушкина (а не Тридиаковского, Ломоносова или Сумарокова), но большинство из нас живет и поступает по жизни так же как это делал Пушкин. При всем своем нереальном генетическом коктейле, он во многом олицетворение русского человека, с его безрассудностью и бесшабашностью, которая сочетается с талантом и любвовью к Родине. И даже нам, считающим себя последователями боевых искусств, есть чему у него поучиться.
К моему огромному счастью в моей физико-математической школе была замечательная учительница русского языка Бэлла Васильевна Лихачева, которая привила мне любовь к поэзии. Огромное количество выученных в школе стихов, в том числе и пушкинских, я помню до сих пор. К моему огромному сожалению, большинство знакомых мне людей с Пушкиным просто никогда не пересекались. Но открыв любой сборник Пушкина на любой странице и начав читать, можно просто не остановиться. Его стихи невероятны. Многие из них не просто хороши, а современны до сих пор. Многие из них, типа «Каменного гостя» или «Медного всадника» вообще можно отнести к современному авангарду - все атрибуты!
А «Кавказский пленник» - ну куда уж современнее. Ну почитайте, не поленитесь.
В контексте нашего портала, вот вам для затравки из «Руслана и Людмилы» сцена битвы киевлян с печенегами. Извините за длинную цитату, но это просто невероятно как нарисована картина, я хочу с вами поделиться:
Но между тем какой позор
Являет Киев осажденный?
Там, устремив на нивы взор,
Народ, уныньем пораженный,
Стоит на башнях и стенах
И в страхе ждет небесной казни;
Стенанья робкие в домах,
На стогнах тишина боязни;
Один, близ дочери своей,
Владимир в горестной молитве;
И храбрый сонм богатырей
С дружиной верною князей
Готовится к кровавой битве.
И день настал. Толпы врагов
С зарею двинулись с холмов;
Неукротимые дружины,
Волнуясь, хлынули с равнины
И потекли к стене градской;
Во граде трубы загремели,
Бойцы сомкнулись, полетели
Навстречу рати удалой,
Сошлись - и заварился бой.
Почуя смерть, взыграли кони,
Пошли стучать мечи о брони;
Со свистом туча стрел взвилась,
Равнина кровью залилась;
Стремглав наездники помчались,
Дружины конные смешались;
Сомкнутой, дружною стеной
Там рубится со строем строй;
Со всадником там пеший бьется;
Там конь испуганный несется;
Там клики битвы, там побег;
Там русский пал, там печенег;
Тот опрокинут булавою;
Тот легкой поражен стрелою;
Другой, придавленный щитом,
Растоптан бешеным конем...
И длился бой до темной ночи;
Ни враг, ни наш не одолел!
За грудами кровавых тел
Бойцы сомкнули томны очи,
И крепок был их бранный сон;
Лишь изредка на поле битвы
Был слышен падших скорбный стон
И русских витязей молитвы.
Бледнела утренняя тень,
Волна сребрилася в потоке,
Сомнительный рождался день
На отуманенном востоке.
Яснели холмы и леса,
И просыпались небеса.
Еще в бездейственном покое
Дремало поле боевое;
Вдруг сон прервался: вражий стан
С тревогой шумною воспрянул,
Внезапный крик сражений грянул;
Смутилось сердце киевлян;
Бегут нестройными толпами
И видят: в поле меж врагами,
Блистая в латах, как в огне,
Чудесный воин на коне
Грозой несется, колет, рубит,
В ревущий рог, летая, трубит...
То был Руслан. Как божий гром,
Наш витязь пал на басурмана;
Он рыщет с карлой за седлом
Среди испуганного стана.
Где ни просвищет грозный меч,
Где конь сердитый ни промчится,
Везде главы слетают с плеч
И с воплем строй на строй валится;
В одно мгновенье бранный луг
Покрыт холмами тел кровавых,
Живых, раздавленных, безглавых,
Громадой копий, стрел, кольчуг.
На трубный звук, на голос боя
Дружины конные славян
Помчались по следам героя,
Сразились... гибни, басурман!
Объемлет ужас печенегов;
Питомцы бурные набегов
Зовут рассеянных коней,
Противиться не смеют боле
И с диким воплем в пыльном поле
Бегут от киевских мечей,
Обречены на жертву аду;
Их сонмы русский меч казнит;
Ликует Киев... Но по граду
Могучий богатырь летит;
В деснице держит меч победный;
Копье сияет как звезда;
Струится кровь с кольчуги медной;
На шлеме вьется борода;
Уф-ф-ф! Невероятная красота!
Но стоп! Вернемся к прозе. Тема сегодняшнего поста у меня совершенно конкретная и касается гибели поэта - я имею в виду дуэль. Среди прочего, для меня совершенно неоспоримым является один факт - Пушкин может быть настоящим примером и всем любителям боевых искусств. Я как-то писал, что боевые искусства - это не игрушки, пусть даже называемые «ката», в ножики-мечи-саи-тонфа в теплых залах, не хождения в хакама и не вера в тайные знания таинственных мастеров с далеких островов. Искусством все это считать действительно можно, но не боевым. Потому что боевое - это то, что прошло проверку на грани жизни и смерти. И в боевом искусстве риском смерти проверяется сам человек. И именно таков и был Пушкин, который предпочитал решать вопросы самым коротким путем - через дуэль. За свою жизнь он 29 раз вызывал или был вызван на дуэль. 29-ая дуэль стала последней... Правда, большинство этих дуэлей не состоялось, но и одного раза, как, например, в случае с дуэлью с Кюхельбекером, когда тот, будучи вызванным, по правилам стрелял первым, а Пушкин стоял и ждал выстрела противника, многим бы хватило на всю жизнь. Да и момент истины заключается не в самой дуэли, а в моменте вызова или принятия вызова. Всего поединков, где дело дошло до выстрела было девять.
История дуэлей Пушкина - в какой-то степени история его жизни. Именно в дуэлях отразился его характер. Храбрость нередко граничила с легкомыслием, значительную роль в судьбе играла случайность. Решимость, обостренное чувство собственного достоинства, юношеская запальчивость, жажда военных подвигов и острых ощущений - этот коктейль и приводил его к многочисленным дуэлям. Пушкин хорошо фехтовал и был отличным стрелком, постоянно совершенствовался в мастерстве владения оружием. С 20 шагов пуля он попадал в пулю. Но, любопытно, что во время дуэлей он ни разу не пролил кровь противника и в многочисленных поединках не стрелял первым. Очевидцы отмечали, что всегда, вызывая обидчиков к барьеру или принимая вызов, Пушкин был спокоен и хладнокровен. Впрочем, как и под пулями неприятеля во время своего путешествия в Арзрум.
То, что для него дуэли не были просты развлечение говорит один интересный факт. В 1821 году Толстой-Американец распустил слухи о том, что Пушкина якобы высекли в Тайной канцелярии. Толстой был знаменитым дуэлянтом, бретером-убийцей, на совести которого было несколько человек, погибших от его руки на поединках. К счастью, дуэль Пушкина с этим прекрасным стрелком была отложена ссылкой поэта в Михайловское, но когда через 5 лет (!!!) в 1826 году Пушкина доставили в Москву и он в тот же день (!) отправил Толстому картель (вызов), то по желанию Толстого они помирились. К чести Пушкина надо сказать, что если он убеждался в нежелании обидчика задеть его честь и достоинство, то сам шел на примирение.
Вообще, Пушкин был дуэлянтом высокого класса и обычно не стремился стрелять первым. Дело в том, что у сохранившего выстрел соперника было право подозвать выстрелившего к барьеру и расстрелять его на минимальном расстоянии как неподвижную мишень. Для того чтобы сдержаться и не выстрелить первым, требовалось железное хладнокровие.
Вообще, история дуэлей в России очень интересна. Во Франции дуэли были запрещены еще в 16 веке. Позже в России Петр I издал жестокие законы против дуэлей, предусматривающие наказание вплоть до смертной казни. Однако на практике эти законы не применялись, так как почти до конца 18 века в России дуэли были редчайшим явлением. В эпоху Екатерины II в России дуэли начинают распространяться, прежде всего среди дворянской молодежи. В 1787 году Екатерина II издала «Манифест о поединках», в котором за бескровную дуэль обидчику грозила пожизненная ссылка в Сибирь, а раны и убийство на дуэли приравнивались к уголовным преступлениям. Николай I вообще относился к дуэлям с отвращением. Но никакие законы не помогали! Более того, дуэли в России отличались исключительной жестокостью условий: дистанция между барьерами обычно составляла 10-15 шагов (примерно 7-10 метров), были даже дуэли без секундантов и врачей, один на один. Так что поединки заканчивались трагически достаточно часто.
Именно в период правления Николая I произошли самые громкие, знаменитые дуэли с участием Рылеева, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Несмотря на суровые законы об ответственности за дуэль, и при Николае I дуэлянтов обычно переводили в действующую армию на Кавказ, а в случае смертельного исхода - разжаловали из офицеров в рядовые.
А в 1894 году Александр III официально разрешил поединки офицеров по личным обидам, не касавшимся службы. Первый дуэльный кодекс был опубликован во Франции графом де Шатовильяром в 1836 году. Обычно опоздание к месту дуэли не должно было превышать 15 минут, дуэль начиналась через 10 минут после прибытия всех участников. Распорядитель, избранный из двух секундантов, предлагал дуэлянтам в последний раз помириться. В случае их отказа он излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. Секунданты вставали параллельно линии боя, врачи - позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. По окончании боя противники подавали друг другу руки.
Выстрел в воздух допускался только в случае, если стрелял вызванный на дуэль, а не тот, кто послал ему картель (вызов), иначе дуэль считалась недействительной, фарсом, поскольку при этом ни один из противников не подверг себя опасности. Было несколько вариантов дуэли на пистолетах. Противники могли, оставаясь на дистанции неподвижными, поочередно стрелять по команде или, например, обычно по команде шли к барьерам, по команде же первый на ходу стрелял и ждал ответного выстрела, стоя на месте (если барьеры отстояли друг от друга на 15-20 шагов, то стрелять на ходу можно было, двигаясь навстречу противнику, без команды). Упавший раненый соперник мог стрелять лежа. Переступать барьеры запрещалось. Наиболее опасным был вариант дуэли, когда противники, стоя неподвижно на расстоянии 25-35 шагов, стреляли друг в друга одновременно по команде на счет «раз-два-три». В этом случае могли погибнуть оба соперника. Что же касается дуэли на холодном оружии, то здесь секундантам было труднее всего регулировать ход поединка в силу его подвижности и возбуждения противников; кроме того, в поединках на холодном оружии (шпага, сабля, эспадрон) всегда сильнее сказывалось неравенство дерущихся в таком сложном искусстве, как фехтование. Поэтому в России широко распространены были дуэли именно на пистолетах, как более уравнивающие возможности и шансы дуэлянтов.
Условия последней дуэли Пушкина при барьерах в 10 шагов (7 м) были просто смертельными. Сам Пушкин жаждал убить Дантеса (обстоятельства и причины дуэли описаны абсолютно везде, так что тут я их опущу), и тот понимал, что ему необходимо убить Пушкина, иначе дуэль могла быть возобновлена. Подтверждением является то, что раненый Пушкин сказал: «Когда поправимся, начнем сначала». И это при том, что ведь за одно то же оскорбление могла быть только одна дуэль. Оба были отличными стрелками. Пули из дуэльных пистолетов Лепажа были круглыми и имели диаметр 12 мм, а потому наносили намного более тяжелые раны, что современные конические пули. Все было по правилам. Секундантом Дантеса был виконт д'Аршиак. В глубоком снегу утоптали дорожки для поединка, шинелями секундантов обозначили барьеры. Подполковник Данзас махнул шляпой, и Пушкин, быстро подойдя к барьеру, прицелился, чтобы выстрелить наверняка. Но Дантес выстрелил раньше, не дойдя шага до барьера. Пушкин упал на шинель Данзаса, смертельно раненный в правую половину живота. Он нашел в себе силы, чтобы лежа прицелиться и выстрелить. Дантес стоял правым боком, согнув правую руку в локте, закрывая грудь и разряженным пистолетом - голову. Это его и спасло. Пуля пробила правое предплечье и сплющилась о пуговицу мундира. (Правда, есть версия, что Дантес одел под одежду кольчужку и именно от нее отрикошетила пуля). Дантес упал, Пушкин крикнул: «Браво!» - но Дантес быстро поднялся: ранение было не опасным. А у Пушкина в 1837 году шансов выжить при тогдашнем уровне медицины не было совсем.
В завершение, хочется сказать, что история дуэлей Пушкина - главного поэта России, которого уже при жизни в печати называли гением - в очередной раз демонстрирует кардинальные изменения, которые произошли с русским народом с того времени. Еще 100 лет назад Лев Толстой вызывал на дуэль Ивана Тургенева, Бакунин вызвал на поединок самого Карла Маркса, а Николай Гумилев вызвал на дуэль Максимилиана Волошина. Сейчас же невозможно представить никакой мыслимой или немыслимой ситуации, чтобы наши вершители дум - будь то поэты, музыканты, телезвезды или даже политики, были готовы ради своей чести поставить на кон жизнь. И дело тут совсем не в законодательстве. При желании всегда можно найти формы или способы сатисфакции. Дело в другом. Полностью изменилась система ценностей. Сейчас даже карьерой никто ради чести рисковать не хочет. Что уж говорить о том, чтобы рисковать жизнью. Возможно потому, что само понятие чести ушло из нашей жизни. Как об этом писал еще 35 лет назад мой любимый Высоцкий - Пушкин 20-го века:
Я не люблю уверенности сытой, -
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово "честь" забыто
И что в чести наветы за глаза.
"Я не люблю" (Альбом "Затяжной прыжок")
Но Пушкин - поэт! - мог поступать как мужчина, как воин. Неужели мы, мастера боевых искусств, не сможем?
В своем посте я использовал ряд материалов с интересного сайта http://zagadki.dljavseh.ru
Комментарии
Гений всегда одной ногой стоит в могиле.
Герой не может не жертвовать собой.
Герой это вечная трагедия и смерть.
Это сущность подобных характеров.
Может счастье человечества в том, что гении и герои живут не долго?
А то представьте, бесчисленные истории о героях и гениях, но без обывателей, то есть без читателей, без нас.
А ведь это обыватели (не герои) строят, пашут, рожают, служат и живут обыкновенной жизнью, которая, если задуматься, и есть настоящий подвиг и талант.
Древние говорили: "Тот не мудр, кто мудр для себя".