Семинары и семинаристы |
Tweet | Посетителей: | 31327 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Семинары и семинаристы
Главный_редактор 01-03-2013 00:00 |
24 февраля Максим Дедик провел свой второй семинар из большого цикла «Теория и методика Кумитэ». Он был посвящен целиком только ударам руками. Семинар вызвал достаточно большой резонанс, и я подумал, что тут есть о чем поговорить. И даже не о самом семинаре, а о мыслях «по поводу».
Я на семинаре не был – только днем в этот день вернулся в Москву. Но скорее всего я бы не пошел и если бы имел такую возможность – в общих чертах я представляю себе Максову концепцию боя, и она во многом совпадает с моей. А нашими новыми идеями мы с ним всегда можем поделиться в более неформальной обстановке. Но семинар вызвал большой интерес у многих людей - даже у наших общих близких друзей – Алексея Алексеева, Александра Братчикова, Армена Манасяна, которые знают Макса уже двадцать лет.
И еще большую волну он поднял после завершения. Обзор семинара написал и присутствовавший на нем Почетный президент Московской Федерации кёкусинкай ИФК Олег Васильевич Игнатов. И коротко в Фейсбуке наш общий друг из Казахстана Вадим Посашков, который и раньше был у Макса на многих проектах. И даже – и в отличной и яркой манере! - Леша Алексеев, от которого я написанного текста не видел ни разу за 22 года знакомства. Прочитать вы их можете здесь. Ну а я серьезно задумался.
То, что я не был на семинаре, - это даже плюс. Это позволяет мне рассуждать по теме поста, не попадая под влияние энергетики и харизмы Максима. Потому что тема моего поста совсем не тема семинара, а сама концепция обучения на семинарах и потребность в них.
Этот семинар для меня ярко продемонстрировал несколько интересных моментов.
Во-первых, давайте посмотрим на участников семинара. Наибольший интерес семинар вызвал у представителей небольших (в мировом масштабе) организаций Кёкусин – их было чуть ли не две трети. Для меня этот факт – лучшее доказательство того, что многие из, так называемых «сильных» организаций, в сути своей потемкинские деревни. Да, эти организации проводят чемпионаты мира и Европы, но это не должно вводить в заблуждение. Не это показатель силы организации. Сила организации определяется способностью ее к росту и расширению. Это проявляется, прежде всего, в способности привлекать и воспитывать новых бойцов, а турниры только один из факторов, способствующих этому. Организация Оямы росла как на дрожжах по всему миру, потому что была востребована концепция реального единоборства, олицетворением чего тогда был Кёкусин. По мере того, как имидж реального боя уходил от Кёкусина, организации создавали разные подпорки для сохранения своего существования.
Причем разные организации делали это по-разному. Некоторые постепенно создали плотный соревновательный график и превратились в спортивные структуры. Нахождение в жестком спортивном календаре, во-первых, удерживает многих людей, которые бегут от турнира к турниру, как в День Сурка, а во-вторых привлекает людей со склонностью к соревновательной деятельности. Так создается свой замкнутый спортивный мир. Другие организации сделали ставку на специально придуманный миф о «тайном содержании каратэ», который хранится в кихоне и ката, и предали спорт анафеме. Эти организации создали свой мир другого толка, который очень напоминает секты в виду бессмысленности базовых постулатов. А кто-то встроился в государственные структуры – кто в спорт, кто в образование, кто в молодежные структуры - и стал использовать их поддержку (это свойственно странам бывшего СНГ). При этом, формализуя все до невозможности, то есть копируя принципы построения нашего бюрократического государства, такие организации сращиваются с ним. А когда они становятся частью государства, никто уже не спрашивает у них о смысле того, чем они собственно занимаются и для чего созданы.
В России (и некоторых странах бывшего СССР, прежде всего, Украине и Казахстане) ситуация интересна тем, что тут как раз это все присутствует в полном объеме. И грамотное использование разных рычагов позволяет некоторым организациям позиционировать себя как реальные структуры, при том, что, по сути, у них нет никого за спиной и ничего под ногами. Всякими ухищрениями они скрывают, что в них исчезла та суть, то зерно, ради сохранения и развития чего они были изначально созданы. Но людей не обманешь. Люди изначально приходят в каратэ за каратэ, то есть за умением драться. И многие из них продолжают искать именно это всю жизнь. И голосуют за это тем, что приходят на семинар к человеку, который старается поделиться своим знанием именно в этой области. Даже несмотря на то, что своя собственная федерация в свое время избавилась от него как от возмущающего ее покой. Они как воздух ищут то, что своя собственная федерация уже давно не может им дать: новые, адекватные современному миру знания. А теперь посмотрите еще раз на состав участников семинара и сделайте вывод – как обстоят дела в каких организациях. Для многих организаций, на мой взгляд, это выглядит как приговор.
Перед многими людьми пришедшими на этот семинар можно снять шляпу. Не в силах выбраться в силу разных обстоятельств из-за этих искусственно созданных и мнимых стен, они все-таки ищут, пытаются, борются как могут за свою мечту. Лично я именно так, например, воспринимаю приход на семинар Олега Васильевича Игнатова – человека, которого звали «гвардейцем киокушина». Парадокс! В свое время, Олег Васильевич был вынужден по указанию сверху утвердить решение о карантине на спортивно-методическое общение с Максимом Дедиком в Москве сроком на 3 года, после ухода его и Севы Минькова из ИФК.
Другая группа людей вызывает у меня не меньшее уважение. Уже не являясь давно активными адептами киокушина и вообще единоборств, они все равно хранят в душе некую недовысказанность, чувствуют некую незавершенность своего пути в боевых искусствах, которая заставляет их одевать доги и приходить в зал учиться. Даже к своему бывшему ученику! Я уж не знаю, насколько известен этот факт, но в ряды киокушиновцев Максима поставили Армен и Леша, именно в их группе бесконтактник Мксим Дедик стал изучать киокушин.
Конечно, дело не только в организациях и федерациях. Изменился и сам киокушин в целом. «Более» реальные единоборства затмили его, пока киокушиновцы боролись между собой за право именоваться истинными последователями Оямы. Но если вернуться к сути каратэ, как единоборства, возникшего в условиях необходимости выживания, то киокушин может быть таким же реальным единоборством, как и микс-файт или К-1. Но это надо уметь увидеть.
Максим пытается это увидеть. Конечно, он такой не один, но он пытается поделиться своими собственными находками с широкой аудиторией. Четко и методично с одной стороны, и энергетически наполненно, как я это воспринимаю, с другой. И, например, анализ им боев микс-файтеров с точки зрения каратэ – тому один из примеров. И тут я подхожу ко второй части поста, второй проблеме.
Современное положение дел в киокушине, а я так думаю, что и во многих других единоборствах, таково, что учить драться начали все кому не лень, забывая, что это удел немногих наставников. (И, кстати, наличие кучи федераций, этому весьма способствует). А это такое же искусство, как и искусство играть в кино. В недавно просмотренном мной ролике с актером Гэри Олдманом, он наглядно показал, что не надо спортсменам играть в кино, так же как актерам – играть в баксетбол. То же самое и с наставниками. Уметь сказать «бей мешок 2 минуты» - это не значит быть наставником, это значит быть тренером. Я воспринимаю тренера, как человека, который улучшает некоторые показатели, тренирует, то есть улучшает показатели, отдельных аспектов человеческой деятельности (бизнес-тренеры, например). Наставник же дает целостную концепцию предмета, учит воспринимать скрытые смыслы, видеть взаимосвязь. Именно это пытается делать Максим, на мой взгляд.
7 лет назад он уже пытался запустить цикл семинаров с приглашенными звездами. Тогда система смогла прожить очень недолго. Именно потому, что это был набор отдельных мероприятий, никак не связанных воедино. Каждая приглашенная звезда была интересна сама по себе, было интересно личное общение с ней, вплоть даже просто до ощущения нахождения в одной комнате. Но, по моему глубокому убеждению, научиться на таком семинаре ничему практически невозможно. Единственное что можно: запомнить пару упражнений и зарядиться энергией звезды, потому что любой успешный человек – это человек с избытком энергии. Более того, когда сам Макс проводит отдельные семинары – участники семинара потом в один голос говорят об ощущении наполненности энергией, забывая зачастую о теме самого семинара. Такой подход хорош для раскручивания какого-то проекта, зала. Так сейчас действует «Клуб единоборств №1».
Так вот, повторюсь, - я считаю, что на таких отдельных семинарах научиться почти ничему невозможно. Особенно при начетническом, нетворческом подходе. Подходе семинариста – то есть ученика семинарии, где учат, как правильно славить Господа, забывая о сути таинства религии. Нужна целостная концепция. И мне кажется, что именно целостный подход - главное отличие нового проекта Макса. Анонсировав формат цикла семинаров под руководством одного наставника, он опять сделал прорыв. («Опять» - потому что первым его прорывом я считаю «Кшатру»). Он подошел к вопросу системно, пытаясь складывать кубики последовательно. Именно так как и должен идти процесс обучения.
На этом, я пожалуй, остановлюсь и пожелаю Максу успеха. Не обещаю, что буду и на следующих семинарах, но то, что буду следить за ними – гарантирую.
Константин "Кот" Белый, 2013
Комментарии
Не знаю, мыслит ли сам Дедик так же глубоко и точно, но Автор приятно удивил меня масштабным и смелым вскрытием темы. Мы живём в эпоху глупости, профанации, продажности, эпоху мелких и дешёвых личностей. Спорт болеет этим пожалуй больше всех. Одно время было модно говорить, что идея не главное, что выгода важнее,по этому мы имеем то что имеем. Но теперь становится очевиден ужасный дефицит идей, которые дают человеку ощущение правильности и справедливости жизни, реанимируют мудрость, честь, благородство.
Люди способные дать это, научить - этому владеют будущим.
В спорте нынче смута и обман, люди толпятся в очередях за право быть проданным или купленным, сегодня пипл хавает любое фуфло. Для творческих, искренних людей это означает потерю смысла жизни. Но всё это время в этом хаосе жили и работали люди продолжающие творить что то настоящее, хоть и не востребованное толпой и люди тоскующие по настоящему, ищущие его.
Вопрос в том, когда они встретятся?
А встретятся они непременно.
Костя описал то что многие хотят сказать, но не умеют.