"Шерлок Холмс". Смертоносная борьба баритсу |
Tweet | Посетителей: | 37245 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. "Шерлок Холмс". Смертоносная борьба баритсу
Главный_редактор 07-01-2010 17:40 |
Шерлок Холмс. Смертельная борьба баритсу.
Лондон, Бейкер-стрит, 221-б. Музей Шерлока Холмс.
Доктор Ватсон - Сергей Аракчеев, Шерлок Холмс - Константин Белый
Долгие праздники позволили мне посмотреть и еще одну премьеру - фильм Гая Ритчи «Шерлок Холмс». О самом фильме говорить особо нечего -мне он совершенно не понравился, ни сюжетом, ни идеей, ни актерскими работами, но особенно не понравился режиссерской работой. От автора моих любимых «Большого куша» и «Карты, деньги, два ствола» я ждал намного большего - тем более, что интерпретация Холмса как супермена давала простор фантазии. А вместо этого получился заурядный, предсказуемо прямолинейный, местами плохо состыкованный или вообще не состыкованный то ли детектив, то ли экшн.
Я, конечно, расстроился. Потому как для всех нас Холмс в исполнении Василия Ливанова - непревзойденный образец. Даже королева Англии наградила его как лучшего исполнителя роли Холмса за всю историю. Могу это подтвердить, потому что в музее Холмса в Лондоне на Бейкер-стрит я своими глазами видел на стене фотографии Холмса в исполнении Ливанова! После просмотра нового фильма могу сказать с уверенностью, что Дауни младший место Ливанова не занял.
И тем не менее, фильм дал мне богатую тему для моего поста - естественно связанную с боевыми искусствами!
Если что хоть как-то и заинтересовало меня в новом фильме - так это сцены драк с участием Шерлока Холмса. Правда, это само по себе уже смешно. Но, видимо это находка режиссера...
И на первом месте по идиотизму тут стоит участие Шерлока Холмса в качестве бойца в подпольных боях без правил!
Бред - другого слова у меня нет. Так мало того, что это само по себе бред, так в фильме еще и никак не объясняется с какой стати все это происходило. Появление Холмса в загоне для боев было ни с того, ни с сего. Сам антураж и стилистика боя - калька с боев цыгана Бреда Пита в «Большом куше», отличия малозначимы. Я, правда, с интересом ждал, как Холмс будет разделываться с противником - как известно он владел английским боксом и немного владел «смертельной борьбой баритсу» (об этом ниже), но тут никакой борьбы не было в помине - жесткое прикладное каратэ с ударами ладонями и ногами в прыжке.
В английском боксе Холмс этому научиться никак не мог - к тому времени уже несколько десятков лет действовали правила «Маркиза Куинсбери», разработанные в 1867 году Джоном Грэхэмом Чемберсом, и официально утвержденные в 1882 году - так там локти, колени, ладони были запрещены.
Но идем дальше. Благодаря «находке» режиссера, Холмс сначала детально продумывал и представлял что, как и куда он будет бить (и это позволяло детально проанализировать его технику), а уже затем он все это делал в реалии. И хотя снято это было достаточно добротно (говорят, что Роберт Дауни мл. - исполнить роли Холмса - серьезно готовился к роли, посещал тренажерный зал и учителей единоборств),но все равно сами сцены драк выглядели убого и смешно. Если уж делать из Холмса супергероя, то и драки надо было делать интереснее и непредсказуемее.
Особенно порадовал один момент в начале фильма, когда Холмс кого-то ломает из реальных противников во время некоей операции. «Раскладывая» в уме последовательность действий, он представляет и проговаривает про себя (мы это слышим с экрана): «Удар по уху (правая рука - это я описываю картинку) - слева в горло (левая рука) - по печени (правая рука в живот!!!) - и удар в колено». Я уж не знаю, так ли в оригинале, или это переводчики «постарались», но при ударе «по печени» Холмс бьет справа :)
Но, это, конечно мелочи, к которым можно и не придираться, глядя на то, как вообще из лондонского аристократа (пусть и небогатого - но, напомню, что родной брат Холмса Майкрофт занимал очень высокий пост в министерстве иностранных дел, а к нему домой приходили даже особы королевской крови и сам премьер-министр Англии. Кроме того, он театрал, любит обедать в ресторане «Симпсонс» - престижнейшем месте Лондона) сделали грязного полудурка (другого слова у меня нет), которое в своей квартире живет как бомж в заброшенном сарае, а после выплеснутого в лицо бокала вина в ресторане продолжает есть, как ни в чем не бывало даже не вытершись.
Поразительно, что это сделал известный английский режиссер! Несмотря на легкий жанр, Холмс - английская классика, и к ней нельзя так относиться. Не могу себе представить, чтобы какой-нибудь русский режиссер так же отнесся к нашей классике - например, снял бы как Андрей Болконский мочит французов ногами как Джет Ли, да еще с черным юморком или матерком. Хотя, тоже можно вспомнить как некий Качанов сделал "Даун Хаус" из "Идиота" Достоевского... Но, Качанов - это все же не Гай Ритчи, ему простительно.
И волей-неволей мне вспоминался наш сериал. А в контексте нашего разговора - особенно те сцены, где Холмс как-то демонстрировал свои умения в области боевых искусств. Их не так много, но одна из них - классическая. Конечно же сцена схватки с профессором Мориарти у Рейхенбахского водопада.
Как вы помните, потом Холмс говорил Ватсону (цитата по памяти): «Профессор в совершенстве владел борьбой баритсу. Мне пришлось бы плохо, если бы в свое время я не взял несколько уроков этой смертоносной борьбы»
Очень долгое время я считал, что это выдумка Конан Дойля. Но не так давно, около года назад, совершенно случайно я наткнулся в Интернете на информацию, которая меня очень заинтересовала. До сих пор я не уверен, что это правда, а не мистификация, но, все-таки, изложу ее вкратце чуть ниже. То, что это, возможно, мистификация может следовать из того, что вначале нового тысячелетия появилось несколько статей о баритсу, а в 2002 году появилась «Международная ассоциация энтузиастов Бартитсу». Возможно, новой организации была нужна некая легитимная история ее происхождения.
Итак, история такова. В конце 19-го века в Англии действительно существовала борьба Бартитсу (именно Бартитсу, а не Баритсу). Основоположником Бартитсу был англичанин Эдвард Уильям Бартон-Райт, родившийся и долгое время проживший в индийском штате Бангалор.
Биография его такова:
Эдвард был третьим из шести детей в семействе Бартонов. Отец (Уильям Бартон) работал на железной дороге инженером-путейцем, мать (красавица Джорри Райт) всю свою жизнь занималась воспитанием детей и вела домашнее хозяйство. Семейство Бартонов вернулось в Англию в 1880 году.
По прибытию на родину Эдвард отбыл сначала во Францию, затем - в Германию, где обучался инженерному делу. Окончив с отличием два престижных Университета и овладев профессией инженера, Эдвард сперва поступил на работу клерком при железной дороге (Англия), а потом стал инженером, чуть позже перешел на должность инспектора. А еще позже его, как гражданского инженера, пригласили на службу в угледобывающую компанию, и он побывал во многих уголках земного шара, включая такие страны как: Испания, Португалия и Япония.
Именно в Японии Эдвард Уильям Бартон-Райт впервые познакомился с восточными боевыми искусствами - с 1893 по 1897 гг. изучал Джиу-джитсу. Сперва это была школа «Шиден Фудо рю» в Кобе, потом «Тенджин-Шиню рю» в Йокогаме и, в конце концов, знаменитая школа «Кодокан Дзю-До» в Токио. По возвращении в Англию (1898 г.) Эдвард решает объединить основы теории и практики вышеупомянутых школ Джиу-джитсу для того, чтобы сформировать свою собственную - с неотразимым стилем, которую и называет Бартитсу, объединив первый слог своей фамилии Бартон со вторым слогом слова Джитсу.
В течение двух последующих лет Эдвард Уильям Бартон-Райт добавляет в Бартитсу элементы английского классического и французского бокса, а так же включает в качестве необходимого атрибута бойцов Бартитсу самую обыкновенную прогулочную трость. Эдвард Уильям Бартон-Райт неслучайно обращает внимание на трость. Во-первых, трость имели при себе все английские джентльмены того времени. Во-вторых, на улице ее можно использовать не только по прямому назначению, но и еще в качестве довольно приличного оружия.
Суть школы, которую Эдвард Уильям Бартон-Райт выразил на страницах своей книги «Как изобразить из себя сильного человека» (1899 г.) излагается так:
- Главное - нарушить равновесие противника;
- Предвосхитить противника прежде, чем тот найдет время для восстановления сил;
- Использовать силу противника против него самого;
- При любой возможности захватывать конечности противника и те части его тела, которые не способны сопротивляться механическому воздействию на них;
А о технике пишется вот что:
В Бартитсу включены элементы бокса (использование кулака одновременно, как ударного и защитного средства боя), удары ногами (для различных маневров в рукопашной перепалке), трость (элемент неожиданности). По-сути, Бартитсу можно считать борьбой, направленной против противника, владеющего различными боевыми искусствами: от классического бокса и вплоть до экзотических Дзю-До и Джиу-джитсу. Для понятия основных принципов Бартитсу достаточно знать, что эта борьба основывается на работе рук, ног и трости, что вкупе дает возможность противостоять практически любому противнику в любом месте, где его только можно повстречать.
Что касается названия, то, скорее всего, Конан Дойль сознательно выкинул одну букву из названия борьбы, чтобы избежать возможных «наездов».
Ну а о судьбе и борьбы, и ее создателя можно прочитать здесь и здесь
Мне это показалось любопытным.
В заключение, я хочу сказать, что все-таки кое-что благодаря новому фильму о Холмсе я узнал. Почему то никогда раньше я не обращал внимания на то, что у Ватсона есть имя - Джон :)
Комментарии
Мария Бондарева
18-07-2012 16:17 |
Спасибо, очень интересно) я не смотрела фильм Гая Ричи - не хотелось портить себе впечатление о героях, но эта инфа просто убила) а про бартитсу очень долго искала, спасибо огромное)