Method system::includeEditInPlaceJs doesn't exist

О2

Сайт оптимизирован для ширины экрана от 1280 px
Для регистрации нажмите здесь
Поиск по сайту:
Поиск по Интернету:
 Facebook   Twitter
Меню раздела
Обновления
07.11.2024

Рейтинг: обновлен
Клуб / Координаты: добавлены адреса отделения Рязанской области "Бусидо-Русичи"

15.09.2024

Рейтинг: обновлен

Фототека
Фото из последних галерей

11


Из истории клуба

Геленджик 04


Случайный плакат


8 турнир СК "Бусидо" среди новичков

Интервью
Чем звездные бойцы платят за успех
Бывший психолог бойцовского клуба «Чинук» Павел Безмен рассказал блогу «Кровь с молоком» о специфике мышления чемпионов и не только. | Главный_редактор | 25874
Любопытное интервью Генерального продюсера FightNights Камила Гаджиева
Любопытное и достаточно откровенное интервью Генерального продюсера FightNights Камила Гаджиева порталу Валетудо: "Если бы не мы с Вадимом, многие из этих талантов до сих пор пасли бы баранов" | Главный_редактор | 27020
Интервью первого Вице-Президента ФТБР Сергея Бусыгина
Грамотное и познавательное интервью первого Вице-Президента Федерации тайского бокса России Сергея Бусыгина: "Россия – это не только Москва, она не ограничивается Садовым кольцом." | Главный_редактор | 25688

ПАРТНЕР СК "БУСИДО"
Фитнес-центр в Измайлово
Герой дня
Главная тема

Стругацкие. Сталкеры

Посетителей:   31008

Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Стругацкие. Сталкеры
Зарегистрированный пользователь Главный_редактор 21-11-2012 00:00 Теги

Аркадий и Борис Стругацкие
Сталкеры

19 ноября скончался Борис Стругацкий – младший брат уникального писательского тандема, созданного в те далекие годы, когда это слово еще не несло негативного смысла. «АБС» – обычно так сокращали «писателя» по имени «Братья Стругацкие». И хотя этот тандем распался уже 21 год назад, когда умер Аркадий, пока был жив Борис, был жив и «АБС». Теперь «Братья Стругацкие» навсегда стали частью истории. В том числе и моей личной истории…

Почти три года назад я уже касался темы творчества братьев Стругацких в связи с выходом на экраны фильма «Аватар». Тогда я, по традиции, постарался соотнести свой пост с тематикой боевых искусств, хотя и не отказал себе в удовольствии хоть немного вновь погрузиться в мир «Полдня». Сегодня темы боевых искусств не будет. Разве только в одном аспекте: творчество Стругацких настолько сильно повлияло на мое личное формирование, что без них, очень может быть, ни я, ни боевые искусства, не узнали бы друг про друга. Потому что я был бы совершенно другим человеком.

К моменту перестройки я знал все опубликованные, в том числе частично, произведения Стругацких. Я чертил схемы, которые связывали между собой все их книги через общие персонажи, события или даже маленькие упоминания в тексте. В 1986 году мы с моими друзьями-одноклассниками Олегом и Сергеем написали реферат по произведениям Стругацких, который выиграл районную литературную Олимпиаду и стал лауреатом городской. Перестройка выплеснула многочисленные переиздания их произведений в непорезанном виде – я полюбил их еще больше.

Сейчас, вероятно, трудно понять, что значили книги Стругацких в 60-ые - 80-ые годы. Это было совершенно новое слово в фантастике. К тому времени фантастическая литература активно разрабатывала несколько стандартных ниш (технократические фантазии типа Кларка, коммунистические грезы писателей советского лагеря а-ля Ефремов, блокбастеры западных фантастов, достаточно большой раздел юмористический фантастики) и, по большому счету, уже значительно их выработала. Писатели искали новые формы. Это касалось всей фантастики в целом, а в СССР ситуация еще и усложнялась из-за наличия железного занавеса. Поэтому, например, начинающиеся появляться отдельные произведения в стиле фэнтези в СССР были совершенно неизвестны, поскольку не переводились из-за идеологической чуждости. И Стругацкие тогда смогли найти новый путь.

Начав в конце 50-ых – начале 60-ых с ряда традиционных для того времени произведений о героическом труде людей светлого мира будущего, они очень быстро – практически в течение нескольких лет ушли с этого пути. Сохранив общую стилистику, создавая «Мир Полудня» - мир середины 22-го века (это время и «Обитаемого Острова», и «Аватара», кстати) – они вывели на первый план проблему психологической адаптации человека к новым условиям жизни. Раз за разом они ставили в своих произведениях главных героев в тяжелейшие условия нравственного выбора, превращая, казалось бы, тривиальные сюжеты в морально-психологические драмы. Фантастический элемент их произведений был нужен только для того, чтобы обострить конфликт, поставить человека на самый край и понаблюдать за ним. Кстати, так было и в самых первых произведениях Стругацких. Только в них люди делали свой выбор под давлением будущей пост-коммунистической идеологии, а в более поздних произведениях – своей собственной совести.

Ярким примером является «Трудно быть богом» - одна из вершин их творчества. Главный герой, Дон Румата Эсторский, в сложный момент, наплевав на все привитые ему коммунистические ценности, делает выбор в пользу спасения своей возлюбленной и горе его врагам! Книга настолько нестандартна, даже по нашим временам, что несколько попыток экранизации оказались неудачными, а гений кинематографа Алексей Герман снимает фильм по этому произведению уже 13 лет. Выход фильма несколько раз откладывался, но есть вероятность, что мы увидим его в 2013 году. Вроде, он должен был называться «История Арканарской резни», но потом решено было оставить «родное» название, поскольку оно – суть всего произведения.

Но и большинство других произведений АБС, особенно о «Мире полдня», имеют в своем центре основополагающий конфликт нравственного выбора – «Малыш», «Попытка к бегству», в еще больше степени «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер». «Обитаемый остров», кстати, при большей прямолинейности, имеет в своем сюжете тоже ряд не простых моментов, например, роль Сикорски в поддержании хрупкого равновесия мира Саракша, которые совершенно остались за кадром в фильме, превратившего книгу в обычный экшн.

Не исключено, что именно поэтому их произведения были так любимы советской интеллигенцией. Нормальные люди в СССР ежесекундно жили под прессом нравственного выбора между совестью и благополучием под давлением обстоятельств, диктуемых идеологией. Справедливости ради скажу, что сейчас на нас тоже давит выбор – между совестью и благополучием в материальном плане. Тоже выбор не простой, но все-таки больше материального плана, чем духовного.


Кстати, у Стругацких есть произведения и о тех, кто сделал свой выбор в пользу благополучия. Прочтите «Второе нашествие марсиан» о людях, добровольно за небольшую плату ставшими дойными коровами по производству желудочного сока для марсиан, или «Хищные вещи века», о спасающихся в «слеге» - новом типе наркотика. Эти люди, кстати, были вполне счастливы.

Интересным моментом творчества АБС является их собственная эволюция. Интересно наблюдать, как начав с гимна коммунистическим героям будущего в «Стране багрвых туч» или «Пути на Амальтею», через «Трудно быть богом» и «Улитку на склоне», параллельно попробовав себя в юморе в «Понедельник начинается в субботу» и жесткой сатире в «Сказе от Тройке», они пришли к «Хромой судьбе», «Отягощенным злом» или «Жидам города Питера». Эта метаморфоза, явно, происходила с АБС на протяжении достаточно долго времени. Уже в период 1972-1974 годов – практически одновременно они пишут некий отголосок еще старой концепции «Мира Полдня» - повесть «Парень из преисподней», и тогда же чудовищный «Град обреченный», который был опубликован только спустя 17 лет. Не зная, что у этих произведений один и тот же автор, понять это невозможно. И в то же самое время они пишут книгу, ставшую для меня Эверестом их творчества – «Пикник на обочине».

Об этой книге я не могу говорить спокойно. Я бы, пожалуй, рискнул назвать эту книгу одним из лучших произведений СССР второй половины 20-го века не только среди фантастики. Эта книга вне времени. Сюжет ее таков, что ее с интересом можно прочитать и в 19-ом веке и в 21-ом. Потому что в ней проблема поиска себя и выбора доведена до предела. Слово, обозначающее деятельность главного героя рыжего Рэдрика Шухарта – «сталкер» - вошло с словари и стало нарицательным. Им обозначают людей, которые становятся проводниками в чуждом мире.

Именно так называется и фильм Тарковского, снятый в 1979 по этому произведению. Фильм мне этот не нравится совершенно. В нем от книги не осталось практически ничего, кроме самой «Зоны». (Добавлю, что мне вообще не нравится ни один фильм Тарковского, кроме гениального «Андрея Рублева»). Но вот слова Тарковского о сути книги, которую он каким-то своим образом попытался передать в фильме, я приведу. Вот что он сказал:

«Мне важно установить в этом фильме то специфически человеческое, нерастворимое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность. Ведь при всём том, что внешне герои, казалось бы, терпят фиаско, на самом деле каждый из них обретает нечто неоценимо более важное: веру, ощущение в себе самого главного. Это главное живёт в каждом человеке».

Мне кажется, что и Аркадий и Борис Стругацкие были сталкерами. Оказавшись в чуждой для себя среде – «Зоне» под названием СССР – они, как и подобает сталкерам, уходили в неизвестное, искали нечто новое, и потом являли это широкой публике, меняя тем самым окружающий мир.

А потому, я закончу последними словами книги, прозвучавшими из уст сталкера Шухарта, после того, как он добрался до исполняющего желания Золотого Шара и пытался сформулировать самое главное: «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!»

Константин "Кот" Белый, 2012

 

Ответить



Комментарии










РЕЙТИНГ КЛУБА
Объявления
Колонка редактора

Вопросы редактору

Библиотека
Советуем приобрести:
Видеотека
Видео последних поступлений


Юный мастер 2022 - клип
25.12.22 


ПАРТНЕР СК "БУСИДО"

Скидка 10% - промокод 
"БУСИДО"
Тэги
Меценаты

Благодарим за помощь!

Антилопа 

Партнеры

 Приглашаем к сотрудничеству!


 

Информпартнеры
Поможем друг другу!

Поддержи нас

Яндекс.Деньги:     41001377922814
Web-money:             P010404482101
Наш баннер:          

 


 

     
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru   
    - знак авторских материалов. При использовании авторских материалов обязательно получение согласия редакции сайта. При использовании любых материалов сайта обязательно наличие явной прямой ссылки на сайт "Бусидо. Путь воина".
"Бусидо. Путь воина". © РОО СК "Бусидо". Все права защищены. Дизайн: © РОО СК "Бусидо"; Студия "Deeplab". 2009
Выражаем огромную благодарность Алексею Смирнову за помощь в администрировании и поддержке сайта!
Редакция: ad [@] bushido.ru
СК "Бусидо" основан в 1990 году
Портал "Бусидо. Путь воина" открыт 1 апреля 2009 года