Традиции и инновации |
Tweet | Посетителей: | 31550 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Традиции и инновации
Главный_редактор 29-07-2013 00:00 |
Традиции и инновации
25 июля стартовали Всемирные игры – аналог Олимпиады для неолимпийских видов спорта. Я был приглашен для комментирования на «России» турнира по каратэ WKF, который проходил в два дня (результаты здесь, там же видео с моим комментарием). Естественно, я серьезно готовился к эфирам и проработал очень много информации о современном состоянии дел в традиционном спортивном каратэ. И некоторыми фактами был просто поражен. О чем и хочу вкратце рассказать, ограничившись практически одними цифрами.
Главный тезис моего поста: все меняется, и для того, чтобы оставаться современным (= конкурентоспособным) также необходимо меняться. В моем представлении, если и было что-то, наименее подверженное изменениям, так это традиционное каратэ. Это мое представление сформировалось еще в 90-ые, и само также оставалось неизменным. Что, впрочем, соответствовало истине очень долгое время, вплоть до последних лет. Но сверхзадача спортивного каратэ под эгидой WKF (World Karate Federation) по попаданию в программу Олимпийских игр, вынудило руководство федерации пойти на столь кардинальные изменения, что современное спортивное каратэ не имеет ничего общего с тем, которое мы знаем по 90-ым и даже нулевым. Фактически – это новый вид спорта.
Конечно, он не лишен своей главной ахиллесовой пяты – отсутствия контакта в поединке. Этот пункт правил остался без изменений. И именно этот момент постоянно ставится в упрек спортивному каратэ. Но ровно в той же самой мере Киокусин не лишен своей болевой точки – отсутствия ударов руками в голову. Но в Киоксине, в отличие от WKF, мы не наблюдаем никаких изменений уже десятилетиями. В WKF же последовательно и продуманно вводят изменения и улучшения, которые позволяют при наличии этой самой ахиллесовой пяты стабильно развиваться, расширяться и усиливаться. В Киокусине жу мы с вами стабильно наблюдаем ровно противоположные процессы.
А чтобы это продемонстрировать, я приведу обнаруженные мною цифры, со своими минимальными комментариями и цифрами для сравнения.
1. WKF как организация
WKF ведет свою историю от 1961 года (еще под названием WUKO), но постоянные раздробления и наличие сонма стилевых организаций не позволяли WKF серьезно расширяться. И тем не менее, к началу нулевых в WKF было около 100 стран-членов. Что само по себе очень много. Но – приготовьтесь! – после определения стратегии развития, менее чем за 10 лет WKF практически удвоила количество своих членов. К настоящему моменту членами WKF являются 188 стран! Больше - только в нескольких видах спорта. Напомню, что крупнейшие в Киокусинкай организации – IKO и WKO - объявляют о членстве около 100 стран (в меньшую сторону). Про другие «международные» организации Киокусин, с членством двух десятков стран и соответствующими чемпионатами мира и Европы тут и говорить стыдно.
Что касается количества членов, то само WKF декларирует 100 миллионов человек по всему миру. Это кажется вполне возможным, если посчитать членов всех стилевых федераций, которые сотрудничают с WKF, действуют под ее эгидой, и спортсмены которых выступают на турнирах WKF. Для сравнения: некоторые организации Киокусина имеют мировое членство примерно в 10000 (десять тысяч!) человек. Это цифры, известные мне доподлинно, но я предполагаю, что есть и намного более мелкие организации.
2. Чемпионаты мира и Европы
Соответственно проходят и чемпионаты мира и Европы. Мир (проводится 1 раз в 2 года с 1970 года) собирает по 100 стран, Европа по 40-45! Не верите. Вот статистика:
- Чемпионат мира 2012 в Берси, Париж, Франция: 116 стран, 990 спортсменов (613 мужчин и 377 женщин)
- Чемпионат мира 2010 в Белграде, Сербия: 88 стран, 875 участников
- Чемпионат мира 2008 в Токио, Япония: 97 стран, 888 спортсменов.
- Чемпионат Европы 2012 в Тенерифе, Испания: 45 стран, 450 спортсменов.
Это голые цифры. Они сами по себе впечатляют, а кроме того по ним видна динамика к увеличению и количества стран, и количества участников.
Для сравнения: крупнейшие WKO и IKO собирают соизмеримое количество (70-80) стран 1 раз в 4 года на абсолютные турниры. Что же касается других турниров и других организаций, то мы уже приняли как хороший результат наличие на чемпионате мира 20-ти стран…
Стоит ли теперь говорить, что ни о каком доминировании России в спортивном каратэ говорить не приходится (как мы, снисходительно, привыкли в Киокусине). На Чемпионате мира 2012 мы остались без медалей вообще, в 2010 году мы разделили 21-28 место с 1 третьим место, а в 2008 разделили 5-6 с одним первым, одним вторым и двумя третьими местами. (Кстати, налицо отрицательная динамика, вызванная спадом из-за непрерывной борьбы за власть в российском каратэ в последние годы и независимую аккредитацию некоторых стилей через некое «стилевое каратэ» и «восточное боевое единоборство»). За всю историю Россия дала миру спортивного каратэ лишь трех чемпионов мира - Аслана Губашиева, Александра Герунова и Марию Соболь. И это при том (как я скажу ниже), что в России обычные турниры по спортивному каратэ собирают по тысяче человек. Зато и статус у этих спортсменов поистине чемпионский. (В Киокусине есть аналогичные примеры - опять-таки WKO и IKO. А вот в остальных версиях Киокусин, спортсмену с долгой историей выступлений зачастую просто стыдно не быть чемпионом мира или Европы).
Есть и еще один момент. Для придания статуса стилевым чемпионатам, WKF стала аккредитовать и заявлять в международный календарь Чемпионаты мира по стилевым правилам (сито-рю, вадо-рю и т.п.) как Всемирные международные турниры WKF. Это тоже подняло статус таких турниров. Кстати, WKF предложило Киокусину также аккредитоваться и получить свой турнир в рамках Всемирных Игр боевых искусств в Санкт-Петербурге, но выяснилось, что Киокусин не может выполнить и десятой части требований по аккредитации (я говорю сейчас о формальной стороне, хотя, конечно, наибольшей проблемой было «обеспечение безопасности спортсменов» - этот пункт было даже теоретически невозможно выполнить)
3. Международные турниры
Поняв, что регулярность турниров и четкая сетка соревнований – признак сильной организации (тут мы с вами вспоминаем некоторые Киокусиновские организации, где даже чемпионаты мира проводятся от случая к случаю с перерывами по 5 лет), руководство WKF с 2013 года кроме увеличения этапов Кубка мира, ввело годовой турнир «Премьер Лига Каратэ 1», включающий в себя 11 этапов по всему миру. Эта лига построена по примеру «Золотой Лиги» в легкой атлетике: призеры получают призовые деньги на каждом этапе, а по итогам всего года, на основе рассчитанного рейтинга распределяется и годовой призовой фонд. Вы не ослышались: именно призовые и именно в каратэ. Это противоречит навязшим в зубах «принципам Будо», которых мы почему то привыкли ожидать от традиционного каратэ, зато полностью соответствует современному положению дел в мировом спорте.
4. Российские турниры
Первенства России WKF собирают в среднем до 60 регионов и 1000 участников, при наличии допуска по количеству участников. Но это не вполне показательно, крупнейшее Первенство России Киокусин – IKO – собирает сопоставимое количество участников – до 600, при 40-50 регионах. Но вот более показательны обычные Всероссийские турниры. Если в АКР сейчас ломают голову, как обеспечить соответствие статуса Всероссийских турниров требованиям Минспорта, то в WKF традиционные всероссийские турниры – Кубок клуба «Успех» в Новосибирске, «Алтайский медведь» в Барнауле, турниры в Тюмени регулярно собирают за тысячу участников!
А в чем причина такого рывка за последние 10, и особенно пару лет? Во многом смелым кардинальным изменением правил. Да таким, что современное спортивное каратэ не имеет почти ничего общего (кроме разрешенного арсенала) с традиционным каратэ, к которому мы привыкли. Среди главных:
В кумитэ:
- Допуск к своим турнирам любых представителей любых стилей каратэ (в том числе и контактных, если это вдруг кому то будет интересно), готовых выступать по правилам спортивного каратэ;
- Изменением системы судейства: теперь бой не прекращается после одного иппона (Сёбу-Иппон) или трех (Сёбу-Санбон). Спортсмены дерутся все отведенное время (4 минуты у мужчин, 3 у женщин) и в течение всего этого времени набирают свои очки (1 – юко, 2 – вадза-ари или 3 – иппон). У кого больше очков по окончании, тот и выиграл (а при 8 баллах отрыва – досрочная победа). То есть по системе судейства это теперь напоминает спортивную борьбу. При равном количестве баллов учитываются замечания, а и при их равенстве – победитель определяется решением судей, как в Киокусине.
Тут правда есть некоторые сложности. Во-первых, сложность с вынесением этих оценок – чтобы удар был зачтен, он должен соответствовать 5 критериям. А во-вторых, система замечаний очень сложна: существует две независимых ветки замечаний: за превышение контакта и за все остальное. Но это уже особенности вида спорта – аттестованные судьи (а стать таким очень сложно) – с этим прекрасно справляются.
Зато бой стал намного динамичнее; появилась интрига: результат может поменяться в самый последний момент; появился простор для экспериментов в тактике.
- Рефери поединка лишен права голоса (кроме случая, когда голоса разложились 2 на 2), то есть функции рефери заимствованы из бокса: и правильно, не стыдно поучиться у вида спорта с 200-летней спортивной историей. В результате, боковые судьи стали по-настоящему судить, а не «прятаться за спиной рефери» как в Киокусине.
В ката:
- Также, допуск к своим турнирам любых представителей любых стилей каратэ;
- Спортсмены по ката соревнуются по олимпийской системе на выбывание, делая ката по очереди. И тут самое интересное: каждый может делать ЛЮБОЙ ката причем ЛЮБОГО стиля. Судьи оценивают не текст (они могут его и не знать), а качество исполнения ката: баланс, резкость, концентрацию, скорость и т.п. Это позволило резко расширить спектр участников соревнований по ката.
А вот теперь вспомните какие-либо кардинальные изменения в правилах соревнований Киокусин? Они в основе своей точно такие же, как и 30 лет назад. Правда один пример есть: недавно в КАНе ввели тамесивари в соревнования по ката. Молодцы! Я, помню, предложил сделать так в ИФК в 1997 или в 1998 году, как и сделать турниры по ката на выбывание. Тогда меня назвали не вполне литературными словами. В результате ката в ИФК стали мало кому интересной «вещью в себе».
А ведь в Киокусине многое что уже настойчиво требует изменения (я не говорю об организации в целом – только о соревнованиях): исключить победы по весам на весовых турнирах, может быть исключить тамесивари в турнирах по кумитэ, ввести новые категории, поменять некоторые критерии судейства, заставить боковых судей судить, поменять кое-где регламент, да и многое что по организации турниров и т.п.
Справедливости ради скажу, что все сказанное относится именно к WKF и к ее менеджменту, а не традиционному каратэ в целом. В каратэ в целом остаются в большом количестве карликовые организации (в WKF из называют «Микки-Маус организэйшн»), не идущие на сближение и остающиеся в своем «футляре. Но Киокусин должен ориентироваться, конечно, не на них. И сделать главный вывод: не надо бояться изменений и экспериментов. Надо просто тщательно их продумывать. Правильная стратегия и взвешенные шаги по ее реализации может дать поразительный результат даже при среднем «содержании контента», что показывает нам спортивное каратэ в лице WKF. И я с очень большими надеждами наблюдаю за действиями WKO, которое при определенных усилиях вполне может стать WKF для контактных видов каратэ.
Константин "Кот" Белый, 2013