Откуда миллионы в профибоксе и кто их получает |
Tweet | Посетителей: | 20126 |
ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ
1. Местное ТВ
Телепартнер — главный источник средств. У братьев Кличко это немецкий RTL, недавно они заключили новый контракт на 15 млн евро и 5 боев. RTL снимает шоу (продакшн), получает все эксклюзивы, а также, по договоренности, может получить процент от продажи "картинки" в другие страны. Но, главным образом, телеканал "отбивает" затраты, продавая рекламное время.
В Америке трансляции бывают открытыми (каналы HBO Sport, Showtime, ESPN, Fox) и платными — так называемое PPV (pay per view, "заплати и смотри"). То есть телезритель покупает просмотр вот этого конкретного шоу. Из общей выручки от продажи около 10% составит себестоимость самой трансляции. Остальные 90% поровну делят промоутер, который предлагает боксерский продукт, и канал, обеспечивающий трансляцию. Хотя HBO-PPV делает иначе: канал сам решает, какую трансляцию делать платной, берет на себя промоутерские риски, сам занимается раскруткой боя и может получить все 90% выручки.
Именно благодаря развитой системе PPV бои в Америке становятся такими прибыльными для их организаторов. Пример сверхуспешного PPV: в 2007-м трансляцию боя Мэйвезер — де ла Хойя за $49,99 купило 2,2 млн человек!
В Европе система PPV встречается редко, например, в Англии. В Германии два ведущих канала ARD и ZDF оплачивают проведение турнира, платя промоутеру за его организацию. Так Sauerland Events получал от ARD 500—600 тысяч на организацию вечеров бокса с участием Валуева.
С развитием Интернета активно развиваются PPV-трансляции в глобальной сети. Промоутеры не нуждаются в услугах цифрового ТВ, а могут самостоятельно продавать трансляции на сайте. Это уже опробовали братья Кличко, предложив трансляцию боя Владимира с Чемберсом на своем официальном сайте жителям Северной и Центральной Америки по $14,95. По словам представителей Кличко, ее купили около 200 тысяч человек. И еще большую аудиторию собрала PPV-трансляция поединка Виталия против Сосновски, хотя цена была увеличена до $19,95.
2. Зарубежное ТВ
Продажа в другие страны. Кличко, владея правами на свои поединки, продают трансляции в более чем 100 стран.
3. Реклама
Это то, что зрители видят на помосте ринга, в зале. Все это обходится в среднем в $100 тысяч. Хотя украинскому бренду, например, повезло купить рекламу на ринге на одном из последних боев Тайсона всего за $80 тысяч. А реклама на бое Кличко с Бирдом в Мангейме обошлась владельцам торговой марки в 200 тысяч евро. Кроме того рекламу размещают на форме секундантов и экипировке боксеров — трусах, халате, кепке. Даже на оголенной спине. Как в анекдоте: поместить рекламу на подошве боксерок — когда боец упадет на ринг, ее все увидят.
4. Билеты
Снова вспомним бой Мэйвезер — де ла Хойя. Только на билетах удалось выручить $12 млн! Теперь понятно, почему в последние годы братья Кличко полюбили проводить бои на футбольных стадионах, вместимость которых примерно в три раза больше крытых арен. Со стадионов братья "снимают" на билетах до нескольких миллионов евро! "Квиточки" на поединки братьев стоят 20—600 евро. А на вечера бокса в Украине — 20—750 гривен.
5. Комиссионные
Промоутер может получать доход, и не устраивая сам вечер бокса. Если его боксер участвует в шоу другого промоутера, тогда первому промоутеру полагается 15—35% от суммы гонорара боксера, в зависимости от контракта.
СТАТЬИ РАСХОДОВ
1. Административные
Организаторы боксерских вечеров оплачивают лицензии, санкции на проведение боев. Годовая лицензия боксера в Украине стоит $25. Рефери, судьям нужно оплатить перелеты (только супервайзер летает бизнес-классом), проживание и гонорары. За обычные бои — $300—500. За титульные — плюс процентик от гонораров боксеров. Еще есть медицинские затраты на допинг-контроль, дежурство бригады скорой на вечере.
2. Боксерские
Гонорары боксерам — часто львиная доля расходов. В профи-боксе нет "призовых за победу", гонорары оговариваются заранее. Например, сорвавшийся бой Кличко с Поветкиным: 8,313 млн гонорара на двоих, 75% — чемпиону, 25% — претенденту.
3. Технические
Аренда киевского Дворца спорта на два дня стоит 150 тысяч гривен, Madison Square Garden в Нью-Йорке — $400 тысяч. Зал еще надо адаптировать под бокс — установить ринг, устроить приличную вип-зону. Плюс расходы на зарплату рабочих. Если после шоу планируется вечеринка, это еще еда, напитки, обслуживающий персонал, охрана...
4. Сопутствующие
Боксерскому вечеру нужен сценарий, ведущий ($500 в Украине, $10 тысяч у знаменитого ринг-анонсера Майкла Баффера), девушки-модели, которые носят таблички с номером раунда (у нас $50—100 за модель, в Европе чуть больше, обычно работают до четырех девушек). Еще можно для разогрева пригласить какого-нибудь музыкального исполнителя, устроить пиротехническое шоу.
5. Рекламные
Боксерское шоу требует раскрутки. Это не только банальные афиши, которые печатаются небесплатно. Материалы о будущем событии появляются в прессе и на ТВ, боксеры проводят пресс-конференции, открытые тренировки, участвуют в церемонии взвешивания, что тоже преподносится как шоу и элемент пиара.
без доходов от рекламы заработал Владимир Кличко на последнем бое с Чемберсом: 3 млн — гонорар от RTL, 1 млн — выручка от других телекомпаний, 2 млн — на билетах.
С 2004 года Кличко сами ведут свои дела, а их бои организовывает K2 — созданная ими же промоутерская компания. "Профибокс — поле жесткой конкуренции, — объясняет Виталий. — Промоутеры преследуют исключительно свои интересы. А если промоутер и менеджер — в одном лице, то конфликт интересов с боксером неизбежен. Мы с этим сталкивались не раз. Поэтому после завершения контракта с нашим первым и единственным промоутером Клаусом-Питером Колем, взяли судьбу в свои руки. Как показало время, это было правильное решение. Хотя работа промоутера непростая. Нужно учитывать много факторов: интерес к поединку зрителей, телеканалов, соблюдение правила боксерских организаций". Таким образом, братья зарабатывают и как боксеры (на гонорарах) и как организаторы. В Украине Кличко представлен компанией K2 Ukraine, которая организовывает вечера бокса и развивает наших боксеров.
"У нас если за вип-места заплатил — ты не вип, а лох"
— Заниматься боксерским бизнесом в нашей стране выгодно?
— До прихода в Украину Виталия Кличко как промоутера бокс не был
бизнесом. Скорее, шоу-бизнесом. Настоящий бизнес — это когда разница
между доходами и расходами положительная. Раньше в Украине были только
расходы, а источником доходов был карман энтузиаста. Я говорю о Сергее
Янчишине во Львове, Вадиме Бухкалове в Киеве, Юрие Рубане в Донецке. В
Киеве еще был Николай Лисин, сейчас есть Степан Черновецкий. Каждый
вложил в бокс достаточное количество средств. Кто-то ушел, кто-то
продолжает этим заниматься. Цели могут преследоваться разные — самопиар,
например.
— А Национальная лига профессионального бокса Украины —
каковы ее функции?
— Они были пионерами и локомотивом развития бокса в нашей стране. Сейчас
это регулирующий орган. В Германии таковым является BDB — федерация
бокса, в США в каждом штате есть своя государственная атлетическая
комиссия, которая, в том числе, отвечает и за профи-бокс… Боксер не
может боксировать, если не получил допуск в НЛПБУ. Это значит обладать
лицензией, предъявить справку о прохождении медкомиссии и МРТ головного
мозга и получить разрешение от лиги. Лицензии также должны быть у
промоутеров, менеджеров, рефери, судей, секундантов.
— Значит, вечера, которые организовывает компания Кличко К2
Ukraine Promotions, прибыльны?
— Да, у нас изначально на это установка, ведь это бизнес-проект. У нас
есть весомые рекламный и телепартнер. В прошлом году мы продавали
трансляцию разово — на канал Eurosport, в Грузию, Хорватию. Со
следующего года будут пакетные продажи — на весь мир. Это дополнительный
источник доходов. Плюс — продажа билетов.
— Если Кличко все-таки решит провести бой в Украине — у нас
зрители готовы платить за билеты по европейским ценам?
— Нет, и это зависит не от уровня доходов. Причина — в менталитете.
Билеты на Кличко в Германии стоят от 20 евро до 450—600 за вип-места (на
вечерах бокса в Украине цены примерно такие же, но в гривнях. — Авт.).
Когда немец покупает билет за 600 евро, он как бы показывает: я могу
позволить себе купить такой билет. Это статусность. В Украине — с
точностью до наоборот: если ты сидишь на вип-месте и заплатил за это —
ты не вип, а лох! У нас состоятельные люди не привыкли ходить куда-то за
деньги... А вообще, у нас в разных городах билеты на бокс продаются
по-разному. В Одессе сначала выгребают все самые дорогие, потом
продаются остальные. В Киеве сначала раскупают самые дешевые. В
Черкассах зал маленький, ажиотаж был большой, все сразу размели, нам
пришлось даже билеты на стоячие места допечатывать.
— Сколько прибыли приносит одно шоу?
— В мировой практике мегафайты вроде де ла Хойя — Мэйвезер могут
приносить колоссальную прибыль — до $30—50 млн, а шоу маленькой
промоуции — $20 тысяч.
— Доход боксера — его гонорары, а зарплата — это
исключение...
— Да, боксер лучше мотивирован, когда зарабатывает только боями.
— Если промоутерам выгодно проводить побольше шоу, почему
возникают ситуации, как у чемпиона мира Дзинзирука в Universum, когда
ему больше года не устраивали боев и он ничего не зарабатывал?
— Немцы делают по 12—15 шоу в год. Могут ли они приесться зрителю? Тогда
это будет означать, что вечера некачественно организованы. Но любой
боксер должен быть желанным — чтобы на него купили билет и включили
трансляцию. Чемпионов много, а звезд мало. Нужно много работать. И не
только в зале. Учить язык, уметь себя вести на публике, давать интервью.
Работать над имиджем и нравиться людям. Пример — братья Кличко. И их
популярная супертяжелая категория не является определяющей... Дзинзирук
немцам был неинтересен, он даже чемпионский бой боксировал вторым в
андеркарде (разогревочные бои перед главным поединком вечера. — Авт.).
Украинское телевидение хорошо, если платило за его трансляцию несколько
тысяч. При этом нужно было заплатить гонорар Дзинзируку 60—80 тысяч
евро, сопернику. Бюджет его боя получался 150—200 тысяч евро, а доход —
тысяч пять. В такой ситуации промоутеру это неинтересно, и боксеры сидят
без поединков.
— Раньше были суперзвезды, бои которых вызывали огромный ажиотаж. Интерес со стороны ТВ, рекламодателей и зрителей, покупающих билеты, и рождали эти миллионы. Локомотив, тянущий за собой, — это боксер. Если он стоящий — будут миллионы, если нет — откуда промоутер их возьмет?
Tweet |
Автор: Автор фото: Редактор: Главный_редактор Источник: Станислав Шкапа Дата публикации: 29.07.2010 Просмотров: 20125 |
Комментарии
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!