Хиросигэ Цуеси о своих учениках |
Tweet | Посетителей: | 22520 |
Мидори Хадзимэ Кадзуми Кэндзи Ямаки
Официальный сайт Кёкусинкан опубликовал воспоминаний одного из лучших тренеров в истории Кёкусин Хиросигэ Цуеси о своих известных учениках.
Читайте: Кэндзи Мидори, Хадзимэ Кадзуми, Кэндзи Ямаки, Ивасаки Тацуя, Такаку Масаёси.
Мидори Кэндзи.
«ЛУЧШИМ ОРУЖИЕМ МИДОРИ БЫЛИ УДАРЫ РУКАМИ»
Мидори Кэндзи: биографическая справка
Родился 18 апреля 1962 года в префектуре Кагосима.
Начал заниматься в отделении Дзёнан (руководитель – Хиросигэ Цуёси) в сентябре 1978 года.
165 см, 71 кг (данные 1997 г.)
Победитель 2-го Весового чемпионата Японии в легком весе.
5-е место на 17-м Абсолютном чемпионате Японии.
Победитель 4-го Весового чемпионата Японии в легком весе.
Участник 4-го Абсолютного чемпионата мира.
Победитель 7-го Весового чемпионата Японии в легком весе.
Серебряный призер 22-го Абсолютного чемпионата Японии.
Победитель 5-го Абсолютного чемпионата мира.
Когда в последнее время я наблюдаю за боями спортсменов невысокого роста, мне всё время кажется, что что-то такое переменилось. Видно, что сегодня у бойцов есть понимание того, что им необходимо двигаться по кругу и умело маневрировать. Однако Мидори был совсем не таким. В поединках он всегда стремился нокаутировать противника. Абсолютно всем для него была правильная атака. Возможно, кто-то и заблуждается на счет Мидори, но он вовсе не был трюкачом.
Говоря о сильных сторонах Мидори, в первую очередь, необходимо отметить, что у него была очень сильная поясница. То, что он с таким маленьким ростом не позволял более рослым соперникам задавить себя, объясняется именно тем, что у него была невероятно сильная поясница. Эта его сила была взращена еще в детстве на благодатной почве борьбы сумо. Благодаря занятиям ею, к тому времени, когда Мидори пришел ко мне в отделение Дзёнан, он уже обладал прекрасной взрывной силой и скоростью.
Скорость – это не что иное, как разрушительная сила. Можно поставить знак равенства между взрывной силой и сокрушительной мощью. А у Мидори была еще и прекрасная реакция.
Затем, Мидори максимально развил свои замечательные природные задатки. К примеру, он был способен выполнить 10 сетов по 100 прыжков в каждом с минутными перерывами между сетами. За все время существования отделения Дзёнан выдержать такую нагрузку смогли только два человека: Мидори и Кадзуми.
Далее. Мы говорим Мидори – и подразумеваем удары ногами. Глядя на его великолепные удары ногами, все забывают обо всем прочем, но, на самом деле, сильной стороной Мидори были его удары руками. Сила ударов руками идет от силы ног и поясницы. Только тот, кто бьет всем телом, используя взрывную силу нижних конечностей и максимально включая спину, обладает подлинной сокрушительной мощью ударов. И только тогда, когда боец обладает сильными ударами руками, он может эффективно использовать удары ногами. Мидори мог пробивать своих противников и ударами снизу – сита-дзуки, и ударами сверху.
Далее хочу обратить ваше внимание на удары Мидори левой ногой. Это круговой удар в голову (дзёдан маваси-гэри), круговой удар в корпус (тюдан маваси-гэри) и прямой удар (маэ-гэри). Мидори мог с легкостью эффективно использовать их, потому что занимал правильную позицию на согнутых ногах. По сути, удары левой ногой у него выполняли функцию джеба в боксе. И именно благодаря тому, что Мидори владел этими ударами, он смог выработать свою уникальную манеру ведения боя.
Итак, обратим внимание, прежде всего, на маэ-гэри левой ногой Мидори. Особенностью этого удара, останавливающего противника, является его дальнобойность. При этом, за счет проскальзывания на опорной ноге, можно подбирать наиболее оптимальную дистанцию для удара.
Поскольку Мидори своей левой ногой устанавливал удобную для себя дистанцию боя, противник не мог сблизиться с ним. Ведь, даже когда противник идет вперед с ударами руками, его можно остановить ударом левой ноги и не позволить ему себя смять. В момент, когда противник будет остановлен ударом ноги, нужно немедленно атаковать его руками и затем сразу же перейти на новый удар ногой. Тогда, к тому моменту, когда противник сможет восстановить равновесие и соберется для контратаки, вас уже не будет там, куда он собирается двигаться. А если противник попытается догнать вас, то вы сможете свободно уйти как назад, так и вперед. Ударом левой ноги можно и остановить противника, и подготовить продолжение ударом усиро-гэри правой ногой с разворотом через спину.
Далее, разберем удар маваси-гэри. Мидори прекрасно владел ударом маваси-гэри левой ногой в голову и именно поэтому мог прекрасно использовать маваси-гэри слева в корпус. Даже легкое движение ноги он мог использовать как финт. Могу только порекомендовать всем читателям, научиться выполнять маваси-гэри в голову и в корпус точно в той же форме, какую использовал Мидори.
Что касается комбинаций, то особенно здорово у Мидори получалась комбинация удар левой ногой – удар рукой – удар правой ногой. Особо нужно отметить, что, завершая такую комбинацию ударом дзёдан маваси-гэри, Мидори наносил завершающий удар не в том же ритме, что и предыдущие два – на третий счет, а на полсчета, резко ускоряясь и не давая противнику возможности среагировать.
Мидори владел всей техникой, какая только возможна в теории. Он отрабатывал даже такие приемы, какие можно встретить разве что в комиксах манга. К примеру, он тренировал удар коленом в голову с дистанции, ставя одну ногу на пояс противника и используя пояс как подожку, чтобы взлететь вверх и ударить коленом другой ноги.
Итак, чему же стоит учиться у Мидори?
Прежде всего, замечательным качеством Мидори было то, что, нанеся удар ногой и опуская ее на пол, он никогда не терял равновесия. Это очень важно. Большинство бойцов после завершения комбинации на мгновение останавливаются и теряют равновесие. Это означает остановку в применении техники.
Я бы рекомендовал изучать не столько все приемы по отдельности, сколько учиться такому умению сохранять равновесие, правильно использовать поясницу.
Мы не можем научиться природному дару Мидори, его таланту, но в состоянии овладеть тем, в чем он был силен.
Кадзуми Хадзимэ
«ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ВЛАДЕНИЕ ТЕХНИКОЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЦЕНТРА МАСС ТЕЛА»
Кадзуми Хадзимэ: биографическая справка
Родился 14 декабря 1971 года в префектуре Канагава.
Начал заниматься в отделении Дзёнан (руководитель – Хиросигэ Цуёси) в октябре 1986 года.
180 см, 98 кг (данные 1997 г.)
Серебряный призер 24-го Абсолютного чемпионата Японии.
Победитель 25-го Абсолютного чемпионата Японии.
Серебряный призер 26-го Абсолютного чемпионата Японии.
Серебряный призер 6-го Абсолютного чемпионата мира.
Победитель 28-го Абсолютного чемпионата Японии.
Если попытаться охарактеризовать Кадзуми одним словом, то это слово, я думаю, будет сидзэнтай – «естественность». У Кадзуми не было такой высокой скорости, какой обладал Мидори, не было такого фантастического чувства боя, какое бывает только от природы. У него было таких физических данных, какими был одарен Ямаки, он не обладал такой же гибкостью.
Так в чем же был особенно хорош Кадзуми? Кадзуми был таким человеком, в исполнении которого даже весьма сложные технические приемы выглядели обычными. Так вот, Кадзуми был замечательным обычным человеком.
Кадзуми очень хорошо знал себя. И именно поэтому он шаг за шагом, настойчиво создавал самого себя. И при этом он всегда достигал поставленной цели. Сила Кадзуми – это, прежде всего, сила его духа. Встречаясь на татами с противниками более низкого класса, чем он сам, Кадзуми никогда не позволял себе относиться к ним пренебрежительно, а когда встречался с самыми знаменитыми бойцами, никогда не преувеличивал их возможностей и не дрожал от страха.
На какие же приемы Кадзуми следует обратить внимание? В первую очередь – на гэдан маваси-гэри (лоу-кик) левой ногой. Хорошо присмотритесь к этому приему у Кадзуми! Этот удар у Кадзуми был поистине невидимым. Никакого подготовительного движения! Четкая и решительная реализация! На самом деле, на первых порах нам пришлось очень много работать, чтобы выправить этот удар. Казалось, что он никогда не будет эффективным в исполнении Кадзуми. Однако все, кому доводилось встречаться с Кадзуми в кумитэ, повторяют хором: «Ничего подобного! Это очень сильный и эффективный удар!»
Со стороны кажется, что при нанесении этого удара Кадзуми вообще не включает в работу поясницу. Но на самом деле, он очень эффективно использует поясницу, просто техника очень специфическая. В отличие от обычного удара, Кадзуми мог наносить свой фирменный лоу-кик из любой исходной позиции по кратчайшей траектории. Это был удивительный и чрезвычайно эффективный прием. Вероятно, уникальный прием Кадзуми, который больше никто не сможет повторить.
Меня часто спрашивают: «В чем секрет стиля кумитэ Кадзуми?» На самом деле, никакого секрета нет. Можно только сказать, что стиль кумитэ Кадзуми – это результат его упорной, настойчивой и последовательной работы. Можно сказать, что весь стиль кумитэ Кадзуми есть не что иное, как воплощение всего Кадзуми, как он есть. Здесь нет смысла выделять какие-то конкретные приемы. А поскольку это уникальный личный стиль, то бессмысленно пытаться копировать его. Его стиль кумитэ – это такой стиль, который, даже попытавшись скопировать, скопировать невозможно.
«Ну, все-таки, стоит ли на что-то обратить внимание у Кадзуми?» - проявит кто-то настойчивость. Если такая вещь и есть, то это его умение перемещать центр масс тела. Техника Кадзуми опирается на полное отсутствие каких-либо лишних, бессмысленных перемещений центра масс тела.
Ну, а если, все-таки, говорить о какой-то технике, которой Кадзуми владеет лучше всего, то это умение использовать «нэриаси». «Нэриаси» – это специфический термин, существующий только в сленге отделения Дзёнан. «Нэриаси» – это особая техника перемещений, которая вырабатывается упражнением нэри, пришедшим из арсенала Тайкикэн. В общем, это умение делать шаг вперед с выставлением задней ноги вперед.
Обычно на соревнованиях для совершения перемещений используется способ окури-аси, при котором сначала шаг вперед делает передняя нога, а за ней подтягивается задняя. Однако такая техника перемещений не позволяет догнать противника, который применяет технику перемещений вроде знаменитого стэпа Гарри Онила. В то же время нэриаси позволяет за счет быстрого и длинного шага без проблем вести бой с противником, применяющим стэп.
Бойцы, встречавшиеся с Кадзуми на соревнованиях, часто говорят: «Кажется, что он перемещается не так уж и быстро, однако раз – и он уже на своей дистанции. А соберешься перейти в контратаку, а его уже нет на том месте, где он был». Вот эти слова о Кадзуми, который отнюдь не обладает выдающейся скоростью, очень точно характеризуют его умение исключить все ненужные, лишние движения.
Кадзуми – правша, но за счет использования нэриаси он может бить как справа, так и слева. И это тоже большое его преимущество. Для Кадзуми не существует разницы между левой и правой руками. Он только смещается в ту сторону, которая неудобнее для противника. Он перемещается так, словно просто идет прогулочным шагом, но при этом выбрасывает удары руками и ногами. Хотя он постоянно в движении, его удары обладают мощью, потому что, когда удары наносятся в сочетании с перемещениями нэриаси, сила удара определяется работой поясницы.
Поэтому я хочу посоветовать читателям в первую очередь поучиться у Кадзуми его умению не совершать лишних перемещений центра масс тела. Когда Кадзуми опускает ногу на пол после удара, он уже готов к удару рукой, а когда бьет рукой и заставляет противника остановиться на мгновение, у него тут же вылетает удар ногой. Обратите внимание на это умение Кадзуми бить руками и ногами так же просто, словно он просто идет по дороге. Научиться этому – важная цель для каждого бойца.
Ямаки Кэндзи
«ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА МАЭ-ГЭРИ ЯМАКИ, В КОТОРОМ ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ХЛЕСТ ГОЛЕНЬЮ»
Ямаки Кэндзи: биографическая справка
Родился 18 августа 1964 года в префектуре Канагава.
Начал заниматься в отделении Дзёнан (руководитель – Хиросигэ Цуёси) в июне 1980 года.
186 см, 100 кг (данные 1997 г.)
3-е место на 18-м Абсолютном чемпионате Японии.
Участник 4-го Абсолютного чемпионата мира.
3-е место на 20-м Абсолютном чемпионате Японии.
Победитель 21-го Абсолютного чемпионата Японии.
8-е место на 22-м Абсолютном чемпионате Японии.
5-е место на 5-м Абсолютном чемпионате мира
7-е место на 24-м Абсолютном чемпионате Японии.
Победитель 10-го Весового чемпионата Японии в тяжелом весе.
7-е место на 25-м Абсолютном чемпионате Японии.
Победитель 26-го Абсолютного чемпионата Японии.
Победитель 6-го Абсолютного чемпионата мира.
Я думаю, что все читатели воспринимают Ямаки Кэндзи, прежде всего, как бойца силового плана. Но это далеко не весь Ямаки. На самом деле, на соревнованиях Ямаки показывал не более 30 % всех своих возможностей. Даже на тех турнирах, где он становился чемпионом, Ямаки не использовал и половины того, что имел. На тех же турнирах, где он входил только в восьмерку лучших, он не задействовал и 30 % возможностей. И, тем не менее, добивался успеха. Вот такой это человек – Ямаки Кэндзи.
Так что же такое настоящий Ямаки, которого мы так и не смогли увидеть на соревнованиях? Что такое Ямаки в лучших своих проявлениях?
Ямаки на пике формы способен и перемещаться в низких стойках, предельно рационально перенося центр масс тела, как это делает Кадзуми, и использовать скоростной «стэп», которым славится Цукамото. Обычно Ямаки использует плавные перемещения, применяемые при выполнении пришедшего из Тайкикэн упражнения Нэри (в отделении Дзёнан мы называем эту технику перемещения нэри-аси), а для быстроты перемещений центра масс тела использует «стэп». Благодаря этому, имея массу тяжеловеса, он совершенно свободно входит на нужную дистанцию и выходит из нее, движется по кругу. Вот, кажется, что он подскочил к противнику вплотную, но уже в следующее мгновение Ямаки оказывается на дальней дистанции. Когда Ямаки находится в такой форме, что может выполнять это, он способен проявлять такую боевую силу, какую не сможет продемонстрировать никто другой.
К сожалению, Ямаки Кэндзи был способен демонстрировать такое кумитэ только при условии отсутствия каких-либо сбивающих факторов. И первым таким фактором являлся его собственный вес. Когда Ямаки излишне перенапрягался или пытался сделать что-то невозможное и в результате получал травму, травмированную часть приходилось «закачивать», так как в противном случае травма могла обернуться воспалением. Именно после того, как в моем додзё появился Ямаки, я впервые задумался над тем, что большая масса тоже может быть невыгодной.
Ямаки обладает всеми качествами, которые нужны для успеха в единоборствах. У него могучее телосложение, большая сила и отличная гибкость. Если бы он использовал эти свои природные данные на все 100 %, то мог бы быть чемпионом десять раз кряду. Вот такие задатки были у этого парня.
Что же такое Ямаки на пике формы? К сожалению, мы можем увидеть его только в своем воображении. Это такая скорость перемещений, когда непонятно, как боец переходит из одной позиции в другую. Это в высшей степени эффективные, «острые» уходы по кругу. В моменты, когда Ямаки удавалось раскрываться в полной мере, он в полной мере демонстрировал эти умения и легко переходил с приема на прием, которые сыпались у него градом.
Каким же «оружием» обладал Ямаки? В первую очередь, следует назвать его специфический вариант удара ногой вперед (маэ-гэри). Никто больше из японцев не умел применять такой «острый» маэ-гэри, максимально использующий упругость мышц и суставов, какой применял Ямаки. Особенно помнится великолепный маэ-гэри, который он применил в 1989 году на 21-м Абсолютном чемпионате Японии в бою с Масуда Акира. В маэ-гэри Ямаки правильно включает поясницу, использует хлест голенью. Это настоящий удар, а не толчок. Он вылетает моментально, как выкидной нож. Когда у него выходит такой удар, Ямаки может показать отличную технику.
У Ямаки с самого начала хорошо получался маэ-гэри, поэтому я стал учить его тому, как превратить его в «оружие». На соревнованиях Ямаки чаще обращал на себя внимание ударом маэ-гэри левой ногой, но, на деле, удар правой у него был гораздо лучше. Поэтому в первую очередь нужно смотреть те бои, где Ямаки наносил маэ-гэри правой ногой, потому что именно такие бои раскрывают Ямаки во всей его красе.
Из других ударов ногами в арсенале Ямаки рекомендую обратить внимание на удар пяткой сверху (какато-отоси-гэри). Этот удар он применял в двух вариантах. Сначала я расскажу о том, когда Ямаки начинал атаку с удара маэ-гэри, а затем переходил на какато-отоси. Этот прием работал у него, благодаря тому, что его маэ-гэри был чрезвычайно быстрым. При этом, с точки зрения тайминга его применения, какато-отоси Ямаки существенно отличался от аналогичного удара в тхэквондо, при выполнении которого ногу выносят точно вверх. Казалось, Ямаки, используя свою гибкость, поднимает ногу как бы скользящим движением. В его исполнении этот удар казался очень простым, не было никакого ощущения, что это сложный прием, требующий особых усилий.
Второй вариант – удар какато-отоси, выполняемый в связке с обратным круговым ударом с вращением через спину (усиро маваси-гэри). Последний удар Ямаки выполнял специфичным образом, поэтому, может быть, правильнее было бы называть его ути-маваси-гэри. При его выполнении Ямаки не включал поясницу, а вращался, удерживая туловище в вертикальном положении, одновременно с махом ногой. На соревнованиях Ямаки никого не смог нокаутировать таким ударом, но сам по себе это очень эффективный и легкий в исполнении прием.
Преимуществом таких крупных бойцов, как Ямаки, является то, что у них круговые удары, такие как сото-маваси-гэри и ути-маваси-гэри, исполненные даже легко, без усилия, все равно обладают поражающим воздействием. Ведь, скажем, у Ямаки одна только нога сама по себе весит порядка 30 кг. Ему достаточно просто махнуть ею, чтобы при попадании в голову вызвать сотрясение мозга.
Чему же стоит поучиться читателям у Ямаки? В первую очередь – остроте удара маэ-гэри. Естественно, этот удар у Ямаки опирался на его врожденную гибкость и упругость мышц и суставов и поэтому, отчасти, был уникальным. Но важно понять, что маэ-гэри – это чрезвычайно эффективное «оружие».
Ивасаки Тацуя
«Мужчина, который по самой своей природе не должен проигрывать»
Ивасаки Тацуя: биографическая справка
Родился 20 июня 1969 года в Токио.
Начал заниматься в отделении Дзёнан (руководитель – Хиросигэ Цуёси) в ноябре 1982 года.
175 см, 96 кг
Победитель 7-го Весового чемпионата Японии в тяжелом весе.
3-е место на 22-м Абсолютном чемпионате Японии.
Участник 5-го Абсолютного чемпионата мира
Победитель 12-го Весового чемпионата Японии в тяжелом весе.
Участник 6-го Абсолютного чемпионата мира (по версии ИКО Мацуи)
(все данные приведены по состоянию на 1997 г. – А. Г.)
В годы учебы в средней школе его называли «парнем с тридцатью лицами». А этот парень уже тогда, краснея от смущения, бился в кумитэ со взрослыми бойцами. Зовут его – Ивасаки Тацуя.
Этот парень тоже очень талантлив. Хотя у него и нет такого тела, как у Ямаки, он обладает большой физической силой и хорошим чувством равновесия. В общем, природа наделила его многими ценными качествами.
Ивасаки – это человек, который стал хорошим бойцом благодаря тому, что ему крепко мяли бока его старшие товарищи. Ему повезло: он тренировался вместе с выдающимися каратистами, такими, как Мидори, которые работали вдвое больше, чем все остальные, и он мало-помалу, пройдя суровые тренировки, превратился в хорошего каратиста. Здесь сработал принцип, о котором говорит известная пословица – в бамбуковом лесу кривые деревья не растут.
Тренируясь со старшими товарищами, каждый из которых являлся прекрасным бойцом, Ивасаки смог многому от них научиться, многое передумал, сделал много открытий для себя и стал сильным бойцом. Он достиг определенного технического мастерства, но беда в том, что это было только подражание старшим товарищам. Ивасаки еще ничего не создал сам. И, к тому же, он совершенно не слушал моих указаний. В общем, он сумел стать довольно сильным бойцом, вопреки своим упущениям, просто регулярно тренируясь.
Но вот когда его сильные старшие товарищи разлетелись кто куда, и Ивасаки стал самым сильным бойцом в додзё, вот тут-то и пришло время для его собственных блужданий. Бамбуковый лес, в котором он рос, исчез, и в каком направлении нужно расти, стало непонятно.
И вот только теперь, когда он стал терпеть поражения, Ивасаки всерьез задумался: «А почему все происходит именно так? Почему я не могу победить?»
Всё сказанное имеет отношение отнюдь не только к Ивасаки. Как правило, когда боец тренируется вместе со старшими товарищами, он проделывает большой объем тренировочной работы, причем его тренировки в содержательном отношении заполнены буквально до предела. Но когда он сам становится лидером, то неожиданно для него самого на него вдруг ложится всё бремя контроля за качеством и объемом тренировочных нагрузок. И вот здесь многие начинают, что называется, бежать по ветру, потому что так бежать легче.
Многие каратисты знают, что я разработал специфическую методику тренировки, которую назвал «Гандам-Демон» («Гандам» - огромный боевой робот из популярного японского анимэ – А. Г.). Но мало кто знает, что я разработал ее специально для Ивасаки. Эта методика требует полной концентрации внимания, она совершенно не позволяет сачковать и, к тому же, сопряжена с большой нагрузкой. Я начал применять ее для того, чтобы лишить Ивасаки возможности контролировать выполнение упражнений и уклоняться от нагрузки.
Итак, чему же читателям стоит поучиться на примере Ивасаки? Прежде всего, читателям нужно понять, почему в одних случаях он одерживал победы, а в других – проигрывал.
Заметьте: каждый раз, когда Ивасаки побеждал, он четко выполнял все мои указания. Он сражался в низких стойках, с «заряженными» ногами, не делал лишних движений. А вот, когда он проигрывал, то, наоборот, не делал ничего этого. В боях, которые он проиграл, Ивасаки всегда сражался в высокой стойке, на прямых, не «заряженных» ногах, из-за чего каждый раз, когда ему нужно было выполнить какое-то действие, ему требовалось сначала выполнить ряд подготовительных действий, сопряженных с амплитудными перемещениями центра масс тела.
Когда ученик начинает игнорировать самые базовые принципы, то, сколько ни говори ему на тренировках, что нужно всё выполнять технически правильно и четко, он все равно не исправляется. И то, что он мог выполнять в юные годы, становится для него слишком тяжелым и невыполнимым.
Мне очень хочется, чтобы читатели вполне осознали, что происходит с каратистом, когда он не соблюдает важнейших базовых принципов, которые требуют постоянного внимания, о которых я уже неоднократно говорил в этой книге, а именно: каратист должен своим сознанием контролировать свое тело, при этом само сознание должно находиться под контролем энергетического центра тандэн, а центр тандэн можно контролировать с помощью дыхания. Если суть моих слов ясна для вас, то вы действительно понимаете, что именно является важным в каратэ.
Подытоживая, я хочу сказать, что все сказанное здесь адресовано в первую очередь самому Ивасаки Тацуя. Ведь человек таких способностей и такой силы, какими обладает он, должен быть победителем, ибо по самой своей природе он не должен проигрывать.
На самом деле на победном для Ивасаки 7-м Весовом чемпионате Японии, где он стал чемпионом в тяжелом весе, он выигрывал свои бои запросто, безо всякого напряжения, буквально мурлыча любимые песенки под нос. Он тогда не испытывал никакого давления, а в раздевалке развлекался, слушая свой «Уолкмэн»…
«Парень, с которым не хотел биться даже Ямаки»
Такаку Масаёси: биографическая справка
Родился 19 июля 1971 года в префектуре Тотиги.
Начал заниматься в отделении Дзёнан (руководитель – Хиросигэ Цуёси) в марте 1984 года.
178 см, 85 кг.
Участник 6-го Абсолютного чемпионата мира (по версии ИКО Мацуи).
Победитель 13-го Весового чемпионата Японии в тяжелом весе.
3-е место на 28-м Абсолютном чемпионате Японии.
(все данные приведены по состоянию на 1997 г. – А. Г.)
Если сравнивать Такаку с другими бойцами моего додзё, то может создаться впечатление, что он раскрылся сравнительно поздно, но на деле это очень одаренный парень. У него отличная подвижность суставов, и он способен наносить великолепные удары ногами на большую высоту.
Нужно иметь в виду, что изначально Кадзуми развивался в соперничестве с Такаку, и что ути-дэси они оба стали в одно и то же время. И в ту пору и по скорости, и по качеству техники Такаку превосходил Кадзуми.
Кроме того, поскольку Кадзуми относился к Такаку как к своему сэмпаю, в кумитэ он никогда не старался забить его, тогда как Такаку не сдерживался нисколечко. Причем Такаку был убежден, что он как сэмпай должен постоянно демонстрировать свое превосходство, и подвергал своих противников беспощадной бомбежке, бил их совершенно безжалостно, так что никто не любил стоять с ним в паре. На самом деле Такаку был таким сильным бойцом, что даже Ямаки и Ивасаки избегали встречаться с ним в кумитэ.
К сожалению, как раз в пору своего быстрого роста, Такаку тяжело заболел, и именно поэтому его талант раскрылся сравнительно поздно. Потерпев однажды фиаско в такой период своего развития, когда он еще не успел осознать своих собственных достоинств и возможностей, он пока еще не может осмыслить, какая форма является для него оптимальной. Но когда он сможет понять это и найдет собственный путь к победе, который удовлетворит его запросы, он сможет существенно прибавить в мастерстве.
При этом я не имею в виду, что Такаку обладает какими-то особыми талантами, которые позволяют ему выполнять любые приемы, которые предлагает сэнсэй. Нет, это тип бойца, который постепенно, шаг за шагом, вырабатывает собственную технику. Опорой в этом ему служит тренировка в выполнении базовой техники. Кроме того, он, так же, как Кадзуми, усердно выполняет такие упражнения из арсенала Тайкикэн, как рицудзэн, хай и нэри.
Обычно Такаку активно использует те преимущества, которые ему дает его леворукость, и в большинстве случаев ведет бой в стойке с выставленной вперед правой ногой. Главным достоинством такой боевой изготовки является то, что она позволяет наносить удары правой ногой на один темп быстрее. А поскольку противники всегда опасаются таких ударов и сосредотачивают на них свое внимание, это дает возможность бойцу, работающему в правосторонней стойке, наносить другие удары с других направлений.
Кроме того, поскольку левая рука противника, стоящего в левосторонней стойке, оказывается слишком близко к правой руке Такаку, она оказывается фактически «мертвой», потому что противник не может эффективно наносить ею прямые удары. Атаковать в нижний уровень противник также может только правой ногой, однако, поскольку Такаку, естественно, хорошо подготовлен к защите от таких ударов, он может с легкостью уходить от них за счет своих перемещений. В результате арсенал приемов нападения, которые может использовать оппонент Такаку, оказывается чрезвычайно ограниченным.
При этом Такаку при необходимости может вести бой и в левосторонней стойке. Умение работать в обеих стойках – это сильная сторона всех бойцов, умеющих применять технику перемещений нэриаси. Думаю, что в будущем число бойцов, умеющих вести бой как в левосторонней, так и в правосторонней стойке, существенно возрастет. При этом Кадзуми и Такаку можно назвать первопроходцами в этом деле.
Коронные удары Такаку – это удары в туловище левой рукой (тюдан-дзуки), удары маваси-гэри по голове справа и слева, а также удар правым коленом по голове.
Как правило, решающими ударами в его атаках являются удары, которые эффективно используют те преимущества, которые дает леворукость. При этом наибольшее число нокаутов Такаку нанес именно ударом маваси-гэри по голове левой ногой. Это связано с тем, что боец, ведущий бой в правосторонней стойке, может очень быстро переходить от ударов руками к удару левой ногой. Кроме того, противнику трудно защищаться от такого удара. Если же то же самое пытается проделать правша, стоящий в левосторонней стойке, то он оказывается вынужден переносить вес тела, и в результате его удар несколько запаздывает.
Удар правым коленом по голове левша, стоящий в правосторонней стойке, наносит ногой, расположенной ближе всего к противнику. И преимуществом такого удара является то, что он невидим для противника.
Так же, как и у другого левши – Цукамото, еще одним специфическим «оружием» Такаку является удар ёко-гэри правой ногой. Такаку показывает удар какэ-гэри, заставляя противника поверить, что он будет атаковать именно так, а затем моментально выворачивает пятку, и ребро стопы его бьющей ноги тут же врезается в корпус противника. При этом Такаку может переходить на ёко-гэри не только от какэ-гэри, но и от других ударов ногами, например, от удара какато-отоси. И именно возможность таких переходов и определяет эффективность ёко-гэри правой ногой. Этот удар прост в исполнении, но за счет разворота на опорной ноге обладает огромной мощью, какой от него мало кто ожидает. В то же время у правши, ведущего бой в левосторонней стойке, ёко-гэри правой ногой не обладает такой мощью, поэтому противник легко блокирует его сближением, делая удар неэффективным. В общем, если противник не привык иметь дело с левшой, то ему потребуется добрая пара минут, чтобы справиться со своей начальной растерянностью.
Итак, чему же читателям стоит поучиться у такого стиля кумитэ Такаку? Думаю, что те противники Такаку, которых он уложил ударом маваси-гэри по голове правой ногой, наверняка, хотели бы, чтобы читатели хорошенько изучили, как Такаку готовит этот удар, который получается у него таким же красивым, как на картинке.
Достоинством стиля кумитэ Такаку является то, как он умеет выводить противника из равновесия. Здесь срабатывают и те преимущества, которые дает леворукость бойцу, работающему в правосторонней стойке, но главное – Такаку за счет своих выверенных коротких движений вызывает чрезмерные реакции у противников, в результате которых они теряют равновесия, а он обрушивает на них целую волну из трех-четырех ударов.
Подытоживая, можно сказать, что самое главное, чему стоит поучиться у Такаку, - это его умение подготавливать применение своих коронных ударов и комбинировать действия.
Перевод А. Горбылёва по: Хиросигэ Цуёси. Кёкусин каратэ: Дзёнан сибу цуёса-но химицу [«Каратэ Кёкусин: секреты силы отделения Дзёнан»]. Токио, «Бэсубору магадзин ся», 1997, с. 141-142.
Tweet |
Автор: Перевод - А.Горбылев Автор фото: Редактор: Главный_редактор Источник: Оф. сайт кёкусинкан Дата публикации: 17.06.2011 Просмотров: 22519 |
Комментарии
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!