Президент МФК О.игнатов о поездке в Японию |
Tweet | Посетителей: | 4799 |
В.И. Ленин
Воплощение идеи, выраженной в эпиграфе статьи и
желание исполнить мечту моей жизни - увидеть собственными глазами все
то, о чем я читал, что изучал и что постигал из различных источников,
привело меня к выводу, что наиболее реальной возможностью для меня
посетить Японию является включение в состав делегации российского
Кёкусинкана. Эта поездка была широко анонсирована на сайте федерации,
но, тем не менее, сама поездка в Японию смогла воплотиться в реальность
только благодаря содействию пресс-секретаря Федерации Кёкусинкан России
А. Горбылева, которому я за это бесконечно благодарен. Вообще, по-моему
(и в дальнейшем я буду высказывать свою собственную, сугубо
субъективную, точку зрения) поездка в Японию для любого будоки,
ассоциируется в подсознании с чем-то вроде паломничества.
Сразу же хотелось бы предупредить потенциального читателя; я не
собираюсь описывать свои путевые впечатления или создавать очередные
"Заметки о Японии". Моей задачей, прежде всего, является попытка
понять, в чем заключается специфика и особенности японского
Кёкусинкана. Тем более, что это попытка впервые предпринимается глазами
представителя европеизированного кёкусин каратэ IFK.
По-моему, эта специфика выражается, прежде всего, в усилении акцента на
"будовости" (от слова Будо) каратэ, что нашло свое отражение и на самой
тематике прошедших сборов, которые были посвящены изучению техник и
ката для бо, саи, тонфа и бокэна. При этом, как мне кажется,
организаторам сборов не стоило "замахиваться" на подобное разнообразие.
За семь тренировочных занятий можно было бы изучить один, максимум два
вида Кобудо (например бо и тонфа), что значительно бы повысило
техническую подготовку участников сборов. Необходимо отметить, что
большинство участников сборов были уже знакомы с основами техники бо,
т.к. уже принимали участие в предыдущих семинарах в Чехове и Алексине.
В итоге были изучены два ката: Осиро-но кон и Суси-но кон, которые
составляют основу изучения техники бо. Я думаю, что большинству
читателей известно, что на сегодня нет установленных стандартов в
выполнении техник и ката Кобудо. Каждая школа, культивирующая Кобудо,
отличается как набором ката, так и нюансами техники. Наиболее
обособленной, в этом смысле, оказалась Международная федерация каратэ
(IFK), в которой, по замыслу Ханси Стива Арнейла, техника бо
накладывается на текст ката, входящих в экзаменационную программу
(Пинъан, Сайха). Что правильней, не берусь судить. И тот и другой метод
имеют право на развитие. В одном (Кан) изучаются специфические стойки и
перемещения Кобудо, в другом (IFK) - на уже знакомые техники
перемещений и изученные последовательности движений накладываются
техники Кобудо, что позволяет глубже проникнуть в смысл движений ката.
В техниках саи, тонфа и бокэна были изучены по одному ката.
Наибольшее впечатление на меня произвело сочетание, а вернее
противоборство различных видов Кобудо: бо против тонфа, тонфа против
саи и бокэна.
Все тренировочные занятия проводили сэнсэй
Исидзима и сэнсэй Ким. Заключительное занятие провел, специально
приехавший для этого в Токио, их учитель сихан Окадзаки, отвечающий в
Кёкусинкане за техническую подготовку в ката, Кобудо и Кэн-дзюцу. Не
смотря на свой, еще достаточно "юный" возраст (45 лет), Сихан Окадзаки
уже является обладателем 7 Дана по Сито-рю, 7 Дана по Кёкусин каратэ,
7-го дана школы Синто мусо-рю дзёдо (искусство боя посохом), 3 Дана по
дзюдо, является 16 патриархом (!) школы Иай-дзюцу Мугай-рю. В настоящее
время имеет репутацию лучшего специалиста по ката в каратэ Кёкусин.
Именно Окадзаки Хирото инициировал и явился главным мотором пересмотра
системы ката в IKO-1 (президент Мацуи Сёкэй), а после ухода из этой
организации вслед за Роямой Хацуо продолжил эту работу в японской и
международной организациях Кёкусин-кан. Подробно с биографией и
регалиями сихана можно ознакомиться на сайте Федерации Кёкусинкан
России.
Особенности Кихона. Перед началом занятий по Кобудо, была проведена
тренировка, на которой сэнсэем Исидзима были расставлены акценты на
определенных технических элементах. Наибольшее отличие в технике (для
меня) было в технике перемещений и технике поворотов. При чем, если с
техникой перемещения вперед в стойке дзэнкуцу-дати без поворота
"передней" стопы я уже был знаком по в/кассетам "Энциклопедии кёкусин
каратэ" Мацуи, то техника поворота на 180 градусов на пятке (!),
продемонстрированная сэнсэем Исидзима, буквально озадачила. Забегая
вперед, скажу, что на заключительной тренировке сихан Окадзаки пошел
еще дальше, нарисовав на доске три способа поворота на 180 градусов
(начальный - на носке, следующий - на пятке и окончательный - на
середине стопы). Конечно, эти способы поворота имеют отношение только к
выполнению ката и кихона, но об их естественности (что неоднократно
подчеркивалось) еще можно поспорить. Подобные перемещения и повороты на
середине стопы применяются в Сантин ката стиля Годзю-рю, но там они
обосновываются "укоренением" и не претендуют на универсальный способ
перемещений и поворотов. Сэнсэй Исидзима обосновывал технику поворотов
на 180 градусов на пятках необходимостью "сброса силы", который
выполняется в Тайкикэн именно стоя на пятках. Уже как следствие способа
перемещения вперед без поворота стопы, воспринялись удары ногами
(маэ-гэри и хидза-гэри), выполняемые без поворота стопы опорной ноги.
Очередным "потрясением" для меня стала техника выполнения блоков
ути-укэ и гэдан-бараи, с поворотом бедер в сторону блока. Подобный
способ выполнения блоков практикуется в Годзю-рю, а мне он напомнил
80-е годы, когда подобной технике выполнения блоков обучал А.И.
Танюшкин (ныне обладатель 6 Дана, президент Федерации кёкусинкай
России), и в ней, как и в перемещениях ног по прямым линиям (а не
"змейкой"), заключались для нас (учеников) основные отличия от техник
Сётокана. И я помню долгие споры и собственное внутреннее неприятие
техники выполнения блоков (с работой бедрами в обратную сторону от
блока), продемонстрированное сиханом Инго Фрайером (ФРГ) на сборах в
Москве в начале 90-х годов. Последним "камнем", заставившим нас
переучиваться на технику "бедра от блока" было выступление наших
спортсменов на Чемпионате Европы по кёкусин ката 1991 года в
Лихтенштейне. На этих соревнованиях С. Степанов (ныне 5 Дан Кёкусинкан)
и Ю. Хренов (ныне 5 Дан Будокай) заняли 14 и 15 места из 15 участников.
И вот, опять, хорошо забытое "старое". При чем существует и форма
выполнения "бедра от блока", которая применяется в зависимости от
дистанции, но уж этой тонкости, каюсь, я не понял. Также двойственность
трактовки существует и при перемещениях в дзэнкуцу-дати, где
перемещение неопорной ноги осуществляется не строго прямо, но и не по
кривой. Все это очень напоминает определения Дзэн (не два, и не один),
но, как мне кажется, в методике обучения каратэ все-таки должны
присутствовать более четкие определения. На этом закончились основные
отличия в технике Кихона (я не касаюсь таких нюансов, как положения
пальцев при выполнении блока сюто-укэ и ударов сюто-ути, в свое время
подробно рассмотренные в журналах "Додзё"). Единственно, что скажу, так
это то, что не видел выполнение тамэсивари техникой "нукитэ" с
раздвинутыми пальцами, а вот обратное - наблюдал. (Не являюсь
сторонником слухов, тем не менее, В. Винокуров рассказывал мне, как
обладатель 7-ого Дана Таеквондо на показательных выступлениях в
Хабаровске ломал 6-сантиметровую доску техникой "нукитэ", но со сжатыми
пальцами).
Хотелось бы отметить в высшей степени благожелательное отношение
сэнсэев к участникам семинара, которые не уставали отвечать на
многочисленные вопросы и давали подробнейшие объяснения по различным
техникам. И здесь мне хотелось бы подчеркнуть, что в моих комментариях
присутствует определенное недопонимание, а не огульное отрицание
трактовки выполнения той или иной техники Кихона. Истина где то рядом,
нужно лишь приложить дополнительные усилия, чтобы ее найти!
5-й Чемпионат по кумитэ и ката и 3 Первенство по кумитэ Японии.
Неделя сборов пролетела быстро и вот, апофеоз нашего присутствия в
Японии, - 5-й Чемпионат Японии по весовым категориям, о котором было
анонсировано, что мужчины будут соревноваться в кумитэ по новым
правилам (с ударами руками в голову, бросками и т.п.) Подробнее с
Правилами читатели могут ознакомиться в Интернете на сайте Кёкусинкана.
Сразу же скажу, что на этих соревнованиях были исключены (пока)
удушающие и болевые приемы.
Начали соревнования, после традиционных ударов в барабан Тайко и клятвы
спортсменов, одновременно ветераны, женщины и "катисты". Наибольшее
впечатление произвели выступления ветеранов, среди которых были и 40- и
50-летние участники. Порадовал своим техничным выступлением сэнсэй
Канэко, знакомый многим по показательным выступлениям на соревнованиях
Кёкусинкана в Москве и занявший в своей категории 1 место. Женщины, по
сравнению с нашими женскими соревнованиями, за редким исключениям, не
смотрелись (руки очень слабые, ноги - в основном, маэ-гэри дзёдан). Что
же касается соревнований по ката, то наибольшее впечатление произвели
выступления, ставшего в последствии чемпионом, сэнсэя Исидзимы и одного
слепого спортсмена, который, по словам А. Горбылева, на прошлогодних
соревнованиях даже выступал с показательным выступлением по кумибо (!).
Поневоле вспомнишь 70-е годы с полуподпольными просмотрами японских
видеофильмов "Чемпион" и "Слепой мастер". Очевидным откровением для
меня явились соревнования по тамэсивари для всех участников
соревнований по ката. По-моему, это как раз то необходимое дополнение,
которое подчеркивает связь с Будо и которое, к сожалению, безуспешно я
пытаюсь какой год "пробить" для включения в наши соревнования по ката.
Соревнования среди мужчин также начались необычно. Они начались с
тамэсивари! Наибольшее количество досок в одном движении (сюто) - 7
досок, сломал прошлогодний чемпион Фудзии. Конечно, доски не чета
нашим, но все равно - результат впечатляет. После тамэсивари начались
бои. Сразу же скажу, - бои мне не понравились! Не понравились из-за
отсутствия осознанной и наработанной техники ударов в голову руками и
искаженной (из-за боязни получить удар рукой по голове) техники ударов
ногами. Я считаю, что это нововведение ошибочно по своей сути. Ошибочно
потому, что не вижу очевидной необходимости "изобретать велосипед" при
существовании таких видов единоборств как Кудо (б. Дайдо дзюку),
Сидокан, Сэйвакай и Бёкурэнкайкан. Ошибочно так же потому, что при этих
нововведениях (перчатки, удары в голову руками, броски и борьба в
партере) исчезает первоначальная идея Кёкусин каратэ, заложенная его
создателем Масутацу Оямой, - наибольшая реальность (отсутствие
защитного снаряжения) при наименьшем травматизме (за счет исключения
ударов в голову). В конце концов, если уж очень хочется бить руками по
голове, то можно это делать открытыми ладонями, что, кстати, уже
делается в одном из видов смешанных единоборств, но это уже не будет
Кёкусин каратэ.
Ситуация, сложившаяся в современном Кёкусин каратэ.
Тем
не менее, становится все более очевидным необходимость, если не
пересмотра, то дополнений к правилам кумитэ. Бои в стиле "купца
Калашникова" (ты мне, я тебе), при всё большем пренебрежении защитными
действиями, становятся все менее зрелищными. Вся связь с Будо
вырождается в умение пересилить боль от пропущенных ударов, что
поддерживается соответствующей "набивкой" тела, а во многих случаях и
просто пониженным "болевым барьером". Первые шаги в этом направлении
предприняты руководством Кёкусинкана, внесшем дополнение к Правилам
кумитэ, запрещающее входить в контакт с соперником без атакующих
действий. И здесь я готов поспорить с противниками этого дополнения,
утверждающими, что подобное нововведение исключит из кумитэ ближний
бой. Во-первых, ближний бой не прибавляет зрелищности проводимым
поединкам (особенно, проводимый "лоб в лоб"). Во-вторых, ближний бой в
его нынешней форме не имеет никакого отношения к Будо, не смотря на
декларируемое название "Будо каратэ". Вообще, при слове Будо мне
вспоминается притча о Ходже Насреддине, который говорил, что сколько
раз ни говори слово "халва", - во рту слаще не станет! У нас этот
термин применяется и к месту, и не к месту. Не говоря уже о
словосочетании "Будо-спорт", которое звучит для меня как нонсенс (но
это уже тема для отдельной статьи).
Может быть, для увеличения в процентном отношении количества и уровня
наносимых ногами ударов имеет смысл хотя бы временно ввести очковую
систему оценки атакующих действий (аналогично Таеквондо). А то ведь,
что скрывать, нередко можно наблюдать поединки, в которых сходятся два
кулачных бойца, изредка "пинающие" друг друга по бедрам и проводящие
боксерские "двойки" и "тройки". После таких поединков, последователи
традиционного каратэ еще более убеждаются в своей "традиционности", а
"контактники" всех мастей - в преимуществах своих стилей.
Однако что-то я увлекся темой, пора возвращаться в Японию. Незаметно
пролетели целых две (!) недели и подошло время отлета домой, в Россию.
Можно выискивать и находить отдельные накладки и неудобства,
выявившиеся во время пребывания в Японии (вот в Европе нас встречали и
провожали, а здесь - все самим. Или смаковать отдельные бытовые
неудобства). Но, не забывайте что, во-первых, в любом турбюро эта же
поездка обошлась бы, как минимум, в два раза дороже. А во-вторых, все
неудобства забываются, а остаются в памяти напряженные тренировки и
красота Японии, в которых можно убедиться только самому лично! Хотелось
бы еще раз поблагодарить руководство делегации, организовавшее
интереснейшую культурную программу с посещением различных
достопримечательностей. Как говорят в Японии: Домо аригато гадзаимаста!
О.В. Игнатов
Фото взяты с официального сайта Федерации Кёкусинкан России.
Tweet |
Специально для BUSHIDO.RU
Автор: Олег Игнатов Автор фото: Редактор: Главный_редактор Источник: Дата публикации: 17.04.2009 Просмотров: 4798 |
Комментарии
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!