2016 - АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ ПОЕДИНКАМ В КИОКУСИНКАЙ И ВСЕСТИЛЕВОМ КАРАТЭ |
Tweet | Посетителей: | 11681 |
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА
на Всероссийской научно-практической конференции Москомспорта и Центра спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд
по вопросам спортивной науки в детско-юношеском спорте и спорте высших достижений
АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ ПОЕДИНКАМ В КИОКУСИНКАЙ И ВСЕСТИЛЕВОМ КАРАТЭ
Белый К.В., Эпов О.Г.
НИИ Спорта ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Москва, Россия
СКАЧАТЬ ОПУБЛИКОВАННЫЕ ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА (pdf, 1.64 Mb)
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
К настоящему времени, существуют 5 групп дисциплин, имеющих изначальную базу киокусинкай: «киокусинкай», «синкёкусинкай», «кёкусин», «кёкусинкан» вида спорта «киокусинкай», а также группа дисциплин «полный контакт» вида спорта «всестилевое каратэ». Задачей проведенной работы было определение общих для всех групп дисциплин приоритетов в работе практикующих тренеров в процессе подготовки спортсменов к спортивному поединку, с целью последующего поиска путей повышения эффективности соревновательного поединка. Главной гипотезой исследования являлось предположение о существенной значимости собственно тактической подготовки в результативности соревновательной деятельности, и росте ее значимости по мере развития спортсмена. Подзадачей этой гипотезы являлось проведение анализа роли и значения маневрирования, как составной части тактической подготовки. Также, исследование данной гипотезы ставило перед авторами сопутствующую задачу выяснения практического распределения объемов тренировочной работы, уделенной развитию тех или иных физических качеств, а также в отдельности составляющих такого физического качества как ловкость.
ФОРМА АНКЕТИРОВАНИЯ ТРЕНЕРОВ
С целью определения фактических приоритетов в подготовке спортсменов к соревновательным поединкам, в том числе и в зависимости от группы дисциплин, применяемых действующими тренерами на практике, в 2016 году было проведено анкетирование тренеров, ведущих работу как в системе спортивной подготовки, так и вне ее.
Для опроса была разработана анкета, которая состояла из четырех независимых разделов. Тренеров просили указать объемы (в процентах – сумма в каждой колонке каждого раздела должна была составлять 100%) тренировочной работы, которые они используют в своей практике, по следующим разделам: 1). Виды спортивной подготовки; 2).Развитие технико-тактических навыков (далее – ТТН); 3).Детализация развития отдельных физических качеств; 4).Ловкость.
Сами направления подготовки по каждому из указанных выше разделов были определены авторами самостоятельно с целью проверки гипотезы исследования на основании анализа указанных выше документов и собственного опыта.
В разделе «Виды спортивной подготовки» нами были предложены следующие направления подготовки: 1).Физическая подготовка (далее – ФП); 2).Техническая подготовка (далее – ТП); 3).Тактическая подготовка (далее – ТКП); 4).Психологическая подготовка.
Физическая подготовка не была разделена в анкете на общефизическую подготовку (далее – ФП) и специальную физическую подготовку (далее - СФП) по причине несущественности этого разделения для главной гипотезы исследования. Теоретическая подготовка не была выделена в отдельное направление ввиду его малой значимости для спортивной подготовки в киокусинкай. При этом, в соответствии с гипотезой исследования, направления ТП и ТКП были разделены.
В разделе «Развитие технико-тактических навыков» нами были предложены следующие направления подготовки: 1).Техника (как изучение и наработка устойчивого навыка выполнения ударных и защитных действий в различных условиях); 2).Маневрирование (как изучение и наработка устойчивых двигательных навыков перемещений и контроля дистанции); 3).Комбинирование (как способность сочетать ударные и защитные действия как между собой, так и с различными схемами маневрирования). 4).В разделе «Детализация развития отдельных физических качеств» определялось практически применяемое в тренерской практике распределение объемов тренировочной работы по принятым в теории и методике физической культуры физическим качествам: 1).Скоростные способности; 2).Сила; 3).Выносливость; 4).Гибкость; 5).Ловкость.
Наиболее важным с точки зрения гипотезы исследования тут являлось определение долей тренировочной работы, уделяемых ловкости и скорости. По той же причине, ловкость, как важная составляющая в тактической подготовке, была выделена в отдельный раздел, в котором тренерам предлагалось оценить следующие направления подготовки: 1).Развитие координации (как основы комбинирования); 2).Развитие навыков перемещения (как основы маневрирования); 3).Развитие реагирования (как основы конфликтного взаимодействия).
Опрос проводился раздельно среди тренеров, ведущих свою работу с учебно-тренировочными группами (далее – УТГ) с контингентом спортсменов ниже уровня кандидатов в матера спорта (далее – КМС), и среди тренеров, ведущих свою работу с группами спортивного совершенствования (далее – ГСС) с контингентом КМС и выше, и группами высшего спортивного мастерства (далее – ГВСМ) с контингентом уровня мастера спорта (далее – МС) и выше). Целью такого разделения было исследование изменения долей распределения объемов тренировочной работы по направлениям по мере роста мастерства спортсмена. Для удобства, оба опроса были объединены в одну таблицу, так как часть тренеров работает как с группами УТГ, так и с ГСС и ГВСМ. Если тренер работает с обоими типами групп, его просили заполнить все разделы таблицы, а если он не работает с какой-либо из указанных групп, он оставлял соответствующую часть таблицы незаполненной.
При этом, тренеров просили раздельно указать объемы тренировочной работы совокупно по макроциклу, и по типичному микроциклу мезоцикла подготовки к основным соревнованиям. Такое разделение, по мнению авторов, должно было отделить стратегические задачи развития спортсмена от конкретных соревновательных задач.
СТАТИСТИКА АНКЕТИРОВАНИЯ
В результате проведенного опроса были получены ответы от 87 тренеров, работающих с УТГ, и 50 тренеров, работающих с ГСС и ГВСМ. Тренеры представляли 6 общероссийских спортивных федераций, развивающих 4 группы спортивных дисциплин. В опросе приняли участие тренеры 31 региона России из 41 города (Табл. 1).
Таблица 1 – Общие статистические данные анкетирования
ОБЩИЕ ДАННЫЕ |
Человек |
Тренеров - УТГ |
87 |
Тренеров - ГСС и ГВСМ |
50 |
Регионы |
31 |
Города |
41 |
Федерации |
6 |
Распределение по тренерской и спортивной квалификации тренеров показало следующие результаты (Табл. 2):
Таблица 2 – Квалификация опрошенных тренеров
КВАЛИФИКАЦИЯ ТРЕНЕРСКАЯ |
Доля |
Без тренерской категории |
63% |
Первая |
14% |
Высшая |
21% |
ЗТР |
2% |
Большая доля тренеров без оформленной тренерской категории связана с тем, что 3 общероссийских федераций из 6-ти, тренеры которых участвовали в опросе, получили признание менее двух лет назад, войдя в Федерацию всестилевого каратэ. Это же является основной причиной большой доли тренеров без собственного спортивного звания или разряда (Табл.3).
Таблица 3 – Спортивная квалификация опрошенных тренеров
КВАЛИФИКАЦИЯ СПОРТИВНАЯ |
Доля |
Без спортивного звания |
76% |
КМС |
9% |
МС |
8% |
МСМК |
6% |
ЗМС |
1% |
Распределение по стажу тренерской деятельности показало следующие результаты (Табл. 4):
Таблица 4 – Тренерский стаж опрошенных тренеров
Тренерский стаж |
Стаж, лет |
|
УТГ |
ГСС, ГВСМ |
|
Максимальный |
30.0 |
29.0 |
Минимальный |
2.0 |
6.0 |
Средний |
14.8 |
18.2 |
Ср. лин. отклонение |
6.8 |
4.6 |
Ср. кв. отклонение |
7.7 |
5.6 |
Средний, минимальный и максимальный тренерский стаж опрошенных тренеров не отличается в пределах статистической погрешности для тренеров групп УТГ и тренеров групп ГСС и ГВСМ. Это, с учетом большой представительности тренеров по регионам (31 регион), может быть следствием, по нашему мнению, ряда причин. Во-первых, в киокусинкай и всестилевом каратэ еще достаточно сильны традиционные методики тренировок, когда один и тот же тренер занимается с объединенными группами спортсменов разного уровня и даже возраста. Во-вторых, исследуемые виды спорта развиты в России очень неравномерно, что приводит к тому, что в ряде регионов с группами ГСС работают тренеры с относительно малым тренерским стажем и опытом. В-третьих, на тренеров, работающих вне системы спортивной подготовки Минспорта, не распространяются требования к уровню квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, указанные в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», что может приводить к тем же последствиям.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗДЕЛА «ВИДЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ»
Исследование распределения объемов тренировочной работы по направлениям спортивной подготовки дало следующие результаты, приведенные в Табл. 5.
Анализ результатов приводит к следующим выводам. Во-первых, как хорошо видно, как для групп УТГ, так и для групп ГСС (ГВСМ) в микроцикле подготовки к соревнованиям наблюдается небольшой рост доли психологической подготовки и ТКП за счет снижения доли ТП и ФП. В части ФП это не удивительно, так как в анкете СФП и ОФП принципиально (в силу исследуемой гипотезы) не были разделены, а некоторый рост объема СФП в период подготовки к соревнованиям не может существенно повлиять на большие объемы ОФП общеподготовительного этапа макроцикла, вносящие основной вклад в это направление. Для исследуемой гипотезы более важным являлись результаты по исследуемым изменениям объемов ТП и ТКП. Некоторый рост доли ТКП по сравнению с ТП в период подготовки к соревнованиям также оказался прогнозируемым, хотя до настоящего момента в киокусинкай еще не исследованным.
Таблица 5 – Результаты опроса в разделе «Виды спортивной подготовки»
Виды спортивной подготовки |
УТГ – Микроцикл подготовки к соревнованиям |
УТГ - Макроцикл |
||
Среднее |
Станд. откл. |
Среднее |
Станд. откл |
|
Физическая |
34 |
14.4 |
37.2 |
13 |
Техническая |
30.5 |
11 |
34.8 |
11.9 |
Тактическая |
22.8 |
8.9 |
18.7 |
8.2 |
Психологическая |
13.1 |
7.5 |
9.5 |
3.9 |
Виды спортивной подготовки |
ГСС, ГВСМ – Микроцикл подготовки к соревнованиям |
ГСС, ГВСМ - Макроцикл |
||
Среднее |
Станд. откл |
Среднее |
Станд. откл |
|
Физическая |
33.2 |
17 |
37 |
13.5 |
Техническая |
26.9 |
15.8 |
28.6 |
13.5 |
Тактическая |
27.3 |
11.7 |
25.7 |
10.9 |
Психологическая |
12.9 |
9.8 |
9.2 |
4.6 |
Далее, анализ показывает, что совокупная доля ТП и ТКП (то есть то, что в типовых программах подготовки фигурирует как ТТП) при переходе от макроцикла к микроциклу практически не меняется и составляет для УТГ величину близкую к 53% (как в микро- так и в макроцикле), и 54% для ГСС и ГВСМ (также как в микро- так и в макроцикле). То есть, изменения происходит только внутри ТТП, уменьшая долю ТП и увеличивая ТКП. Этот результат также оказался ожидаемым, в отличие от того факта, что фактические объемы совокупной ТТП, используемые в своей работе тренерами-практиками, значительно превышают, выходя за пределы стандартного отклонения, соответствующие величины тренировочных объемов, предусмотренные всеми без исключения актуальными типовыми программам подготовки. Эти программы определяют долю ТТП для УТГ, ГСС и ГВСМ не более чем в 30%. Максимальную долю (и то в качестве предельной величины) – для ГСС до 34%, а для ГВСМ до 38% – дает Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта киокусинкай. Так же не вполне ожидаемо оказалась существенной доля психологической подготовки как в макро-, так и в микроцикле. Данные факты можно расценивать как существенные в проведенном исследовании.
Сильные отличия практической работы тренеров от предусмотренных программами и нормативными документами величин видны и по другим выводам проведенного анализа. Так, хорошо видно, что объемы тренировочной работы по направлениям между группами УТГ и ГСС (ГВСМ) практически не отличаются (в пределах отклонений). Это может означать (усредненно), что тренировочные программы для таких групп в части распределения объемов тренировочной работы у практикующих тренеров принципиально не отличаются. Различия, скорее всего, касаются непосредственно используемых тренировочных упражнений, естественно в сторону усложнения при росте мастерства спортсменов. Это связано, скорее всего, с тем, что в большинстве клубов (прежде всего, во всех организациях вне системы спортивной подготовки Минспорта) по объективным причинам отсутствуют полноценно сформированные группы с признаками УТГ, ГСС, ГВСМ, и работа зачастую ведется с объединенными спортивными группами, в которых все спортсмены, выступающие на соревнованиях, тренируются вместе.
Еще одним выводом может являться практическое отсутствие общепринятых и общеиспользуемых программ подготовки спортсменов, несмотря на несколько существующих типовых программ, что следует из крайне высокого стандартного отклонения средних величин. Разброс крайних значений говорит о том, что тренеры больше полагаются на свои собственные программы, которые они разрабатывают также исходя из конкретных условий, в том числе и указанных выше.
Все эти выводы говорят о существенном отличии принципов работы тренеров-практиков от рекомендаций всех без исключения актуальных нормативных и методических документов, программ подготовки спортсменов, что, по нашему мнению, должно быть учтено при переработке нормативной и методической документации.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗДЕЛА «ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ»
С учетом полученных неожиданных данных по разделу «Виды спортивной подготовки» исследование данного раздела вызывало особенный интерес, с точки зрения гипотезы исследования. Исследование распределения объемов тренировочной работы по развитию ТТН дало результаты, приведенные в Табл. 6.
Таблица 6 – Результаты опроса в разделе «Технико-тактические навыки»
Технико-тактические навыки |
УТГ - Микроцикл подготовки к соревнованиям |
УТГ - Макроцикл |
||
Среднее |
Станд. откл. |
Среднее |
Станд. откл. |
|
Техника (в целом) |
41.6 |
16.1 |
48.9 |
13.1 |
Маневрирование |
26.4 |
8.7 |
23.3 |
7.4 |
Комбинирование |
32.1 |
10.2 |
27.9 |
9.4 |
Технико-тактические навыки |
ГСС, ГВСМ - Микроцикл подготовки к соревнованиям |
ГСС, ГВСМ - Макроцикл |
||
Среднее |
Станд. откл. |
Среднее |
Станд. откл. |
|
Техника (в целом) |
28.4 |
18 |
34.4 |
15 |
Маневрирование |
33.3 |
10.4 |
31.2 |
7.8 |
Комбинирование |
37.9 |
11.6 |
34.3 |
10.6 |
Анализ результатов приводит к следующим выводам. Во-первых, как для УТГ, так и для ГСС (ГВСМ) доля технической подготовки (как изучение и наработка устойчивого навыка выполнения ударных и защитных действий в различных условиях) в период подготовки к соревнованиям ожидаемо (в соответствии с результатами анализа предыдущего раздела) уменьшается, в то время как доля подготовки в части маневрирования (как изучение и наработка устойчивых двигательных навыков перемещений и контроля дистанции) и комбинирования (как способность сочетать ударные и защитные действия как между собой, так и с различными схемами маневрирования) увеличивается. Это подтверждает также уже установленный из анализа данных раздела «Виды спортивной подготовки» факт, что суммарная доля ТТП при переходе от макроцикла к микроциклу практически не меняется. Непрогнозируемыми явился тот результат, что для УТГ и для ГСС (ГВСМ) абсолютные величины изменений оказались очень близкими: доля техники уменьшается примерно на 6-7%, доля маневрирования увеличивается на 2-3%, доля комбинирования увеличивается на 3,5-4%. Это может означать, что основные принципы тренировочных программ при переходе к подготовке к соревнованиям для групп УТГ и групп ГСС (ГВСМ) у практикующих тренеров принципиально не отличаются, что также, как говорилось выше, может быть следствием того, что работа ведется с объединенными спортивными группами, в которых все спортсмены, выступающие на соревнованиях, тренируются вместе.
Однако само распределение долей между направлениями ТТП подготовки оказалось существенным для гипотезы исследования. В соответствии с ожиданиями оказалось, что для УТГ доля техники существенно (на четверть) превышает долю комбинирования, которое в свою очередь превышает долю маневрирования. Таким образом, для УТГ маневрирование занимает долю почти в два раза меньшую чем техника. В группах же ГСС (ГВСМ) эти три доли очень близки между собой, занимая каждая, примерно, треть всей ТТП. В сочетании с результатами анализа предыдущего раздела это может означать, что рост тактического мастерства спортсменов, по мнению практикующих тренеров, самым непосредственным образом связан с увеличением мастерства маневрирования и комбинирования. Получение вывода в этой части являлось одной из главных целей настоящего исследования.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗДЕЛА «ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА»
Полученные результаты позволяют с особым интересом подойти к анализу применяемых в практике объемов тренировочной работы, посвященный развитию того или иного физического качества спортсмена. Проведенное исследование показало следующие результаты, приведенные в Табл. 7.
Таблица 7 – Результаты опроса в разделе «Физические качества»
Физические качества |
УТГ - Микроцикл подготовки к соревнованиям |
УТГ - Макроцикл |
||
Среднее |
Станд. откл. |
Среднее |
Станд. откл. |
|
Скоростные способности |
24 |
8.3 |
20.2 |
5.1 |
Сила |
21.4 |
6.9 |
26.2 |
8.6 |
Выносливость |
28.2 |
9.3 |
25.7 |
7.5 |
Гибкость |
13.7 |
6.9 |
15.2 |
5.8 |
Ловкость |
13.3 |
6.2 |
13.5 |
5.8 |
Физические качества |
ГСС, ГВСМ - Микроцикл подготовки к соревнованиям |
ГСС, ГВСМ - Макроцикл |
||
Среднее |
Станд. откл. |
Среднее |
Станд. откл. |
|
Скоростные способности |
26.1 |
9.1 |
22.4 |
8.3 |
Сила |
21.2 |
8.3 |
26.9 |
6.3 |
Выносливость |
30.3 |
11.7 |
28.5 |
7.5 |
Гибкость |
10.7 |
7.3 |
11.4 |
4.5 |
Ловкость |
12.5 |
7.8 |
12.2 |
6.8 |
Анализ результатов, прежде всего, показывает, что в части развития физических качеств существуют и широко применяются общепринятые программы подготовки спортсменов. Это следует из несильно отличающихся между собой и относительно небольших (по сравнению с результатами исследования предыдущих разделов) стандартных отклонений средних значений.
Далее, анализ позволяет констатировать, что как для УТГ, так и для ГСС (ГСВМ) в период подготовки к соревнованиям ожидаемо наблюдается небольшое увеличение долей развития выносливости и скорости, а также практически неизменное значение доли развития гибкость. Это объясняется тем, что скорость критически важна в соревновательной деятельности в любых ударных единоборствах, а высокая интенсивность боя – отличительная черта киокусинкай и других контактных видов каратэ. Гибкость же является базовым качеством для каратэ вообще. Ее усиленному развитию уделяется много времени на этапах начальной подготовки. К началу соревновательной деятельности спортсмена гибкость должна быть уже развита, и в дальнейшем требуется только ее поддержание на рабочем уровне. Небольшое падение доли гибкости от макро- к микроциклу говорит о том, что в УТГ развитие гибкости еще продолжается, но в период общеподготовительных этапов.
Неожиданным оказалось более значительное снижение в период подготовки к соревнованиям доли развития силовых качеств, так как считается общепринятым тезис, что киокусинкай – силовой стиль каратэ, а также хорошо известна максима основателя киокусинкай Масутацу Оямы «Техника заключена в силе». Данные исследования практической работы тренеров в некоторой степени опровергают этот тезис.
Наиболее неожиданным оказалось практически неизменное значение в период подготовки к соревнованиям доли развития ловкости. Ловкость (наряду с гибкостью) – базовое физическое качество для развития технических действий и тактических схем в каратэ. Выявленный факт частично получил объяснение при анализе раздела «Ловкость».
Сравнение же результатов по УТГ и по ГСС (ГВСМ), показало, что тренеры считают, что все пять физических качеств являются одинаково важным на любом этапе спортивной подготовки – доли развития всех физических качеств при переходе от УТГ к ГСС (ГВСМ) очень близки. Наблюдается лишь незначительное уменьшение доли гибкости при соизмеримом увеличении суммарной доли скорости и выносливости, что мы уже постарались объяснить выше.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗДЕЛА «ЛОВКОСТЬ»
В связи с полученными выше результатами особый интерес вызвал анализ распределения объемов тренировочной работы, посвященный развитию ловкости спортсмена. Исследование дало следующие результаты, приведенные в Табл. 8.
Таблица 8 – Результаты опроса в разделе «Ловкость»
Ловкость |
УТГ - Микроцикл подготовки к соревнованиям |
УТГ - Макроцикл |
||
Среднее |
Станд. откл. |
Среднее |
Станд. откл. |
|
Координация |
31.5 |
10.0 |
36.4 |
8.5 |
Перемещения |
37.5 |
9.0 |
34.7 |
8.6 |
Реагирование |
31.2 |
9.8 |
29.1 |
9.5 |
Ловкость |
ГСС, ГВСМ - Микроцикл подготовки к соревнованиям |
ГСС, ГВСМ - Макроцикл |
||
Среднее |
Станд. откл. |
Среднее |
Станд. откл. |
|
Координация |
26.4 |
8.9 |
29.1 |
10.0 |
Перемещения |
39.8 |
8.8 |
37.8 |
7.9 |
Реагирование |
33.8 |
9.1 |
33.1 |
11.0 |
Анализ этих результатов хорошо коррелирует с результатами анализа раздела «Технико-тактические навыки». Можно проследить прямую взаимосвязь такой способности как координация с таким навыком как техника, реагирования – с комбинированием, перемещения – с маневрированием. Даже величины долей соответственно близки, что хорошо видно при сравнении диаграмм Табл.6 и Табл.8.
Далее, анализ показал, что при переходе от УТГ к ГСС (ГВСМ) существенно снижается доля объема тренировочной работы, посвященной развитию координации, при возрастании долей перемещения и реагирования. Это достаточно очевидный факт, являющийся следствием того, что координация – базовое качество для изучения техники каратэ, а на этапе УТГ изучение новой техники еще продолжается, что требует продолжения развития координации, в то время как на этапе ГСС, а тем более на этапе ГВСМ, в основном техника уже только шлифуется. Кроме того, как мы видели при анализе результатов раздела «Виды спортивной подготовки», и сама доля тренировочной работы, уделяемой развитию техники, при переходе от УТГ к ГСС (ГВСМ) уменьшается. Уменьшение доли координации в макроцикле по сравнению с микроциклом (как для УТГ, так и для ГСС) также коррелирует с данными анализа раздела «Виды спортивной подготовки», который показывает уменьшение доли технической подготовки в предсоревновательный период.
Наиболее важным с точки зрения гипотезы исследования явился факт увеличения доли, уделяемой развитию ловкости в части навыков движения, как при переходе от УТГ к ГСС (ГВСМ), так и в микроцикле, по сравнению с микроциклом. Этот результат также хорошо коррелирует с результатами анализа раздела «Технико-тактические навыки» в части такого ТТН как маневрирование. Данный вывод вновь можно трактовать, что опыт тренеров-практиков показывает, что рост тактического мастерства спортсменов в значительной степени связан с увеличением мастерства маневрирования.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы:
- Распределение объемов тренировочной работы по направлениям спортивной подготовки в практической работе тренеров сильно отличается от предусмотренных программами и нормативными документами величин;
- В части распределения объемов тренировочной работы по направлениям спортивной подготовки спортсменов отсутствуют общепринятые и общеиспользуемые на практике тренерами подходы;
- В части развития физических качеств существуют и применяются на практике тренерами общепринятые программы и принципы подготовки спортсменов;
- По мнению практикующих тренеров рост тактического мастерства спортсменов самым непосредственным образом связан с увеличением мастерства маневрирования и комбинирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ТП – техническая подготовка
ТКП – тактическая подготовка
ТТП – технико-тактическая подготовка
ТТН – технико-тактические навыки
ФП – физическая подготовка
СФП – специальная физическая подготовка
ОФП – общефизическая подготовка
УСП – углубленная спортивная подготовка
УТГ – учебно-тренировочная группа
ГСС – группа спортивного совершенствования
ГВСМ – группа высшего спортивного мастерства
КМС – кандидат в мастера спорта России
МС – мастер спорта России