От Городца до Софии. Часть 1. Александр Невский. Храм-памятник |
Tweet | Посетителей: | 34998 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. От Городца до Софии. Часть 1. Александр Невский. Храм-памятник
Главный_редактор 11-12-2016 00:00 |
От Городца до Софии. Часть 1.
Александр Невский. Храм-памятник.
25-26 ноября я впервые побывал в Софии – в связи с участием наших девчонок в Абсолютном чемпионате Европы ВКО. В соответствии со своими традициями я воспользовался оказией и посвятил свободный день изучения центра болгарской столицы. В целом София особого впечатления не произвела, но самый центр города подарил несколько открытий, главное из которых закольцевало мои путешествия 2016 года, связав поездку на майские праздники (о чем я расскажу во второй и третьей части этого поста) и невероятной красоты центральный храм города – Собор святого Александра Невского.
София.
София – один из самых древних городов Европы. Известен еще с 8-го века до нашей эры. В составе Римской империи город носил имя Сердика, и на протяжении многих сотен лет был столицей Фракии – ядра Восточно-Римской империи, известной впоследствии как Византия. Сам город Византий (впоследствии – Константинополь, ныне – Стамбул), на момент переноса туда столицы империи уступал Сердике по богатству и размерам. Император Константин I Великий, провозгласивший христианство государственной религией Римской империи, хотел именно Сердику сделать столицей империи – основать «Новый Рим», но Византий имел ряд стратегических преимуществ и находился на ключевом месте торговых путей – на Босфоре. Поэтому столицу перенесли все-таки в Византий, который переименовали в Константинополь (это имя город носил ровно 1600 (!) лет – с 330 по 1930 год), но императорский двор долгие годы находился в Сердике, и Константин управлял империей отсюда. Впоследствии, город много раз менял свое имя - на «Триадица», при поздних римлянах, на «Средец» при появлении Болгарского царства, на «Софию» во времена османского владычества, но до обретения независимости в 1879 году никогда так и не был столицей болгарского государства. Хотя город всегда оставался важным административным центром – например, был столицей европейских земель Османской империи.
При Константине Великом Сердика стала и одним из духовных центров империи - местом пребывания епископа. Именно благодаря этому, город впоследствии и обрел свое современно имя. Дело в том, местом пребывания епископа стал кафедральный Собор св. Софии – один из древнейших христанских храмов мира. Именно здесь в 313 году была построена церковь, которая при Константине Великом была перестроена в собор. Собор сильно пострадал за двести лет от нашествий варваров, и в 6 веке был кардинально перестроен. Во времена турецкого владычества храм был превращен в мечеть. Интересно, что мечетью собор перестал быть еще при турках - крупные землетрясения 18 и 58 годов XIX века повредили здание, что мусульмане восприняли как дурное предзнаменование. Храм был покинут, и использовался как склад противопожарной службы. И после изгнания турок храм еще долго оставался складом – до начала 20-го века. Но именно от названия этого сбора в конце 14-го века и появилось современное имя города – София, хотя в общении город часто называли Софией еще с 12-го века. Интересно, есть ли еще где примеры названия крупного города по имени центрального храма?
Все сказанное я знал в общих чертах, и естественно, хотел увидеть собор с такой необычной судьбой. При этом я понятия не имел как он выглядит. И в результате поиск Собора св. Софии преподнёс мне настоящее открытие, хотя и несколько курьезное. Я выяснил, где расположен храм, и поехал туда на метро. Выйдя со станции «Софийский Университет» я остолбенел – передо мной стоял невообразимый красоты величественный собор. Налепленные друг на друга огромные купола напоминали ракушки, облепившие морские валуны. При всех своих огромных размерах храм не выглядел тяжеловесным – он напоминал монолит, какое-то природное образование типа древних выветренных скал. Я любовался этим храмом, удивляясь, как он был построен полторы тысячи лет назад. Размышляя над этим, я обошел храм, подошел к центральному входу и только там увидел надпись: «Храм-памятник Святого Александра Невского - кафедральный патриарший собор Болгарской Православной Церкви».
Храм-памятник Святого Александра Невского
Сказать, что я был удивлен мало. Я понятия не имел о существовании такого собора. Я и представить себе не мог, что в столице европейской страны может стоять храм русскому герою, чьей волей Русь навсегда противопоставила себя Европе. Да и вообще, образ святого воина – уникальное явление, присущее русской культуре. И это всё – в стране Евросоюза! Хотя я встречал такое название «храм-памятник» еще в одном месте и тоже в Европе – в Лейпциге, на месте «Битвы народов» - крупнейшем сражении в истории до Первой мировой войны. Я об этом писал здесь. Но там храм-памятник небольшой, а тут – кафедральный собор на 5 тысяч человек!
Как я выяснил уже позднее, храм был построен русскими архитекторами в 1904-1912 годах. Хотя решение о строительстве храма-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его русскому святому Александру Невскому была выдвинута 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания - практически сразу после освобождения от турецкого владычества. Заложен он был в 1982 году, но из-за смерти первого архитектора Ивана Богомолова строительство отложилось. Строил храм уже Александр Померанцев. Храм был освящен в 1912 году, а в 1914 году разразилась Первая мировая война. И Болгария, за освобождение которой от Османской империи Россия заплатила 25-ю тысячами жизней своих солдат и почти 60-ю тысячами раненых (при том, что сама Болгария потеряла 3,5 тысячи солдат), выступила против России на стороне Германии, Австро-Венгрии и (!!) Османской империи. Я это называю настоящей политикой. В результате, Народное собрание Болгарии приняло решение о переименовании собора — в честь святых Кирилла и Мефодия. Святейший Синод России назвал это предательство «великим грехом Болгарии». Правда длилось это недолго – сразу после поражения коалиции центральных держав и отречении царя Болгарии Фердинанда от престола в 1919 году, тоже самое Народное Собрание Болгарии по просьбе Болгарского Синода быстренько решило возвратить собору первоначальное наименование. И это тоже настоящая политика.
Внутри храм не менее красив и величественен чем снаружи. Внутри он полностью отделан итальянским мрамором, бразильским ониксом, африканским алебастром, весь расписан фресками работы русских художников.
Среди них есть и фреска Равноапостольного императора Константина Великого. Иконы, кстати, тоже написаны русскими мастерами. А иконостас храма – полностью мраморный. Это невероятно! Я знаю только еще один такой пример – только разрушенный: мраморный иконостас в заброшенном Рдейском Успенском монастыре на крупнейшем в Европе Рдейском болоте в Новгородской области.
Русская София
Выйдя из храма, я не сразу понял, что расположенное 100 метрах справа от выхода в скверике здание (на фото ниже – слева, красное здание), напоминающее заводской корпус, и есть первоначально искомый мной храм Святой Софии.
В плане он в форме креста, но с земли этого совсем не понятно из-за боковых пристроек. Хотя сейчас это действующий православный храм, где первые христианские богослужения прошли 1700 лет назад, но его тяжелая судьба наложила свой отпечаток – о культовом назначении этого здания напоминает только небольшой крест над центральным безкупольным объемом. Зато перед самим Собором – памятник неизвестному солдату, что очень традиционно для России.
Вообще, район храма-памятника – кусочек России в Болгарии. От метро «Университет» примерно на таком же расстоянии как и Храм-памятник, но в другую сторону в сквере, называемом «Докторский сад», стоит Памятник медицинским чинам, погибшим в Русско-турецкую войну. Памятник построен по проекту русского архитектора Антония Томишко, автора, кстати, Питерских «Крестов». На белых каменных блоках пирамиды высечены имена русских медиков (всего 531), погибших на полях русско-турецкой войны. Фамилии врачей начертаны с двумя инициалами, фамилии фельдшеров – с одним, а медсестры и санитары обозначены просто по фамилии, без инициалов. В верхней части пирамиды высечены названия четырех болгарских населенных пунктов, где шли наиболее кровопролитные бои – Плевна, Мечка, Шипка и Пловдив. Надпись на памятнике на русском (дореформенном) языке гласит: «Медицинским чинам, погибшим в турецкую войну 1877–1878». Первоначально, у основания памятника располагалось восемь бронзовых венков. Но в 1990-х годах венки из бронзы были украдены вандалами. Позднее были отлиты и поставлены к пьедесталу новые венки, которые постигла та же участь.
Сам храм расположен между двумя улицами, идущими почти параллельно: Московской и центральной улицей города – бульвара Царя-Освободителя, то есть российского императора Александра II. Интересно, что в Москве мемориал Александру II Освободителю расположен непосредственно рядом с Храмом Христа-Спасителя, одна из церквей которого (верхняя) освящена как раз в честь святого Александра Невского.
А между храмом и улицей Царя-Освободителя идет еще и улица Шипка, на которой, кстати, и стоит памятник докторам, но в начале улицы. А в конце этой улицы, в 150 метрах от храма Александра Невского и в 100 метрах от Храма св. Софии, расположен сквер, на котором в 2008 году установлен памятник болгарским ополченцам русско-турецкой войны.
Памятник представляет собой бронзовую копию фигуры добровольца с картины болгарского художника Ярослава Вешина «Самарское знамя». Интересен он тем, что ополченец держит в руках «Самарское знамя» - один из символов вооружённых сил Болгарии. А Самарское оно потому, что полотно было вышито монахинями Иверского женского монастыря и подарено жителями Самары болгарским ополченцам во время Русско-турецкой войны. Кстати, современный флаг Самарской области, утверждённый в 1998 году, взял за основу именно Самарское знамя.
"Самарский флаг" Болгарии и флаг Самарской области
Вокруг этого памятника сейчас барахолка, а прямо напротив через дорогу – Дом Москвы в Софии. Здание, в котором находится Дом Москвы в Софии, построено более 120 лет назад, вскоре после освобождения Болгарии от османского ига. В конце XIX века в здании располагалась первая Русская Императорская дипломатическая служба (русское консульство), а с момента установления дипломатических отношений с Советским Союзом до 1976 года - Посольство СССР в Республике Болгария. Сейчас – это культурный центр России в Болгарии.
Во дворе Дома Москвы – уютный маленький сквер с памятником Пушкину,
а перед самым памятником – церковь святителя Николая Чудотворца, именуемая болгарами «Русская церковь».
Эту церковь было решено построить также как и храм Александра Невского сразу после освобождения Болгарии. Но как и в том случае, строительство откладывалось заложено оно было только в 1907 году, а построено почти одновременно с храмом – в 1911-1912 году, а освящен в 1914 году. И, как и в том случае, по вступлении Болгарии в октябре 1915 года в Первую мировую войну на стороне Центральных держав, дипломатические сношения между Болгарией и Россией были прерваны, дипломатическая миссия и русское духовенство эвакуированы в России, а богослужение в храме прекращено. «Русской» же церковь называется исторически, потому что всегда представляла интересы русской православной церкви, в то время как болгары с середины 19-го века и до 1945 года находились в схизме, то есть были независимы от Константинопольского патриархата. Из-за этого раскола русские православные не могли посещать болгарские православные храмы. А Николаевская же церковь с 1920 до 1933 год находилась в юрисдикции Русской православной церкви заграницей, а с момента установления отношений с СССР – Московского патриархата.
И все это, о чем я рассказал – внутри круга с радиусом в пять минут ходьбы, центром которого является Храм-памятник Святого князя Александра Невского!
Александр Невский
Об Александре Невском я уже писал здесь, но это фигура столь определяющая для всей современной России, что некоторые вещи стоит повторить, поэтому заранее извиняюсь за частичный пересказ своего старого поста.
Роль Невского можно соотнести с ролью Константина Великого: хотя и не Невский крестил Русь, а Святой равноапостольный Владимир, но именно Александр Невский, как и Константин Великий, принял ряд ключевых решений, определивших развитие своей страны на столетия вперед. Историк-евразиец Лев Гумилёв убедительно доказал, что Александр Невский – ключевая фигура русской истории, фактически определившая весь дальнейший ход русской истории вплоть до настоящего времени. Именно при Александре Ярославиче фактически впервые объединилась Русь. Именно ему мы обязаны тем, что сейчас Русь существует в том виде, какая она есть. Он принял для Руси все ключевые решения, определяющие её геополитическую индивидуальность. И, кстати, именно ему принадлежат слова: "Не в силе Бог, а в правде!».
Святой князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Бюст Александру стоит на Переславльской Красной Площади – обычной лужайке перед самым старым храмом Северо-Восточной Руси – Спасо-Преображенским собором, заложенным Юрием Долгоруким в 1152 году. Есть только один ровесник этого храма – церковь Бориса и Глеба в Кидекше, также заложенная Юрием Долгоруким в своей резиденции (я писал о нем). Но этот собор – единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, дошедший до нас почти в полной сохранности. Храм очень прост, но создаёт ощущение мощи и незыблемости. За его «спиной» с тех времён сохранились городские валы, окружающие весь центр города. На храме висит памятная табличка о рождении Александра.
Именно в этом храме, уже в возрасте 4 лет (!), Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг» – обряд посвящения в воины. И с ранних лет Святой князь Александр сопровождал в походах отца. Уже в 15 лет он был участником битвы на реке Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев, шедших с крестовым походом против русских и финнов.
Правление Александра пришлось на один из самых тяжелых периодов истории Руси. С востока шли монголо-татары, с запада надвигались германские рыцарские ордена. Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов и смятением, крестоносцы вторглись в Русь. Первыми были шведы. В 1240 году шведский король послал к Неве под командованием ярла (князя) Биргера – своего зятя – большое войско.
Описывается, что накануне битвы было предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, которые сказали: «Да поможем сроднику своему Александру". Ободренный Александр, мужественно повел своё войско (в несколько раз меньшее чем у врага) на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем". За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, Александр и получил имя «Невский».
После этого последовали многие победы. Молниеносным походом Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Освободил Псков в 1242 году, после чего дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера, ставшее широко известным (правда кинематографический вариант далек от того, что было на самом деле). Были и другие славные победы: он отразил новый немецкий набег на Псков, заключил договор о мирных границах с Норвегией, ходил походом в Финскую землю. Но если бы были только они, то Александр остался бы в памяти только как князь-воин. Он же сделал гораздо большее.
Во-первых, он заручился союзом с Ордой. В 1242 году, вскоре после победы на Чудском озере Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал для заключения этого союза в Золотую Орду. Заключив союз с ханом Батыем, князь Ярослав должен был поехать в Монголию, в столицу всей кочевой империи, и утвердить этот союз на уровне всей монгольской империи. Положение самого Батыя было трудным, он сам искал поддержки у русских князей, желая отделиться со своей Золотой Ордой от дальней Монголии. А там, в свою очередь, не доверяли ни Батыю, ни русским. Князь Ярослав был отравлен и скончался в мучениях. Но союз с Золотой Ордой – необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси – продолжал крепить князь Александр Невский.
По Гумилёву именно этот союз спас Русь от латинизации и, что ещё более вероятно, от физического уничтожения. Намерения европейцев в отношении русских в XIII веке не особо отличались от их же намерений в XIX или XX веке. Многие до сих пор считают, что Европа могла бы помочь в борьбе с татарским игом. Но достаточно вспомнить судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 году крестоносцами, или любых других народов, которых европейцы считали «дикими» и которым «несли свет и цивилизацию», и все иллюзии исчезнут. Тем более, что в ноябре 1232 года престарелый римский папа Григорий IX провозгласил крестовый поход против финских язычников и русских, а чем заканчивались крестовые походы для побежденных европейцами – все знают. Правда в этот раз дела у европейцев пошли не так, как им хотелось бы: конфликт закончился победой новгородцев под руководством Ярослава - отца Александра Невского в 1234 году. Поэтому, когда вскоре (в 1248 году) явились послы Римского папы, предлагавшие принять латинскую веру, он написал в ответ о верности русских православной Церкви и изложив суть всей западной политики Руси на много сотен лет вперед: "Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем" (т.е. всему хорошему будем у вас учиться, но веры своей не изменим). Это решение можно считать второй из главных политических побед Александра.
В дальнейшем Александр продолжал крепить союз с Ордой. Он закрепил его, не только не жертвуя своей верой, а наоборот – обратив монголо-татар в христианство! Об этом мало кто знает. Сын Батыя, Сартак, который принял христианство и заведовал в Орде русскими делами, стал другом и побратимом Александра. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ. А когда в 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял ислам, он нуждался в союзе с православной Русью. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла в Сарае (столице Золотой Орды!) была учреждена епархия Русской Православной Церкви.
Политический талант Александра ни в чем не уступал его воинскому таланту. Александра без преувеличения можно считать гением политики. Когда в 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты баскаки – татарские сборщики дани и вербовщики воинов, и все ждали татарской мести, он новь поехал в Орду и, показав ситуацию с другой стороны, мудро направил события совсем в иное русло. В результате, хан Берке, ссылаясь на восстание русичей, прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. Берке воплотил то, о чем давно мечтал ещё Батый, а Александр получил заслон для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Руси почти всё наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана.
Но эта дипломатическая поездка Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг был выполнен, но и силы были отданы все. На обратном пути из Орды Александр заболел (обстоятельства до сих пор неясны). Не доезжая до Владимира, в Городце, стоящем сейчас на краю огромного Горьковского водохранилища, в монастыре он принял иноческую схиму под именем Алексий. Вскоре после этого – 14 ноября 1263 года, скончался, но уже после смерти явил чудо. Тело Александра понесли во Владимир – девять дней длился путь, но тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре, когда тело Невского было положено в раку, митрополит хотел разжать ему руку, чтобы вложить по Православному канону напутственную духовную грамоту. Но князь Александр вдруг сам протянул руку и взял грамоту у митрополита, чем поверг кого в ужас, кого в благоговение.
В 1547 году князь был канонизирован лике чудотворцев, а в 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь (с 1797 года – лавра) в Санкт-Петербурге.
Именно о месте преставления князя Александра – Городце – я и планирую рассказать в треьтей части очерка. Дело все в том, что в мае 2016 года во время своего традиционного майского путешествия я, наконец, посетил этот город, что пытался до этого сделать много раз, но все время неудачно. Тогда я и предположить не мог, что завершится 2016 год моей совершенно неожиданной встречей вновь с Александром Невским – но в двух с половиной тысячах километрах на запад, в Европе.
Читайте также:
- От Городца до Софии. Часть 2. Дунилово-Вичуга-Кинешма. Пассионарная глубинка.
- От Городца до Софии. Часть 3. Городец. Святой Александр Невский.
Константин "Кот" Белый, 2016