Смоленщина. Часть 1. Краеугольный камень России |
Tweet | Посетителей: | 21440 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Смоленщина. Часть 1. Краеугольный камень России
Главный_редактор 16-04-2010 17:40 |
Буквально вчера я совершил очередную поездку. Теперь по Смоленской области. Посетил я, конечно, далеко на все, что хотел, но и немало - впечатлений накопилось столько, что описывать их я буду постепенно. Тем более, что должно пройти время - впечатления оказались очень сильными, хотя и разноплановыми. И все они без исключения связаны с Путем Воина. С настоящим Путем Воина, а не с игрушками в самураев. Я этого не ожидал. А потому начну с общих моментов.
Смоленская область - реально краеугольный камень всей Российской империи, как бы она не называлась - Русь, Россия, СССР. Земля, изрубцованная непрерывными войнами - начиная с войн за присоединение Смоленска к Киевской Руси в 882 году и войн между самими русскими князьями, битвы тут не затихали никогда. Тут воевали и с монголо-татарами, и с литовцами, и с поляками, и с французами, и с немцами. И всегда битвы были страшными из-за стратегического положения Смоленска для России. Раз за разом наши воины демонстрировали невероятный героизм при защите или при возвращении отнятых у нас земель.
К сожалению, каждая следующая война была разрушительнее предыдущей, уничтожая следы и память прошлых войн. Но кое-что осталось. Для меня, например, огромной неожиданностью было обнаружить стеллы и памятники, установленные в 1912 году к 100-летнему юбилею Войны 1812 года. Зная, что эти памятники поставлены не по указанию райкома или обкома партии, а еще при батюшке-царе, безусловно доверяешь написанному и стыдишься, что не знаешь подробностей событий, которым посвящены памятники. И что интересно - высеченные на них слова о героизме наших воинов не кажутся слащаво-пафосными, несмотря на аллергию к монументальному официозу, оставшуюся от советских времен.
Я проехался и по нескольким городам, и по самой что ни на есть глубинке - проселочным дорогам и селам. И везде без исключения видно, что Смоленщина - земля героев-воинов. Совершенно неожиданно возникали свидетельства страшных битв и подвига наших людей. Конечно, на 99% это свидетельства о страшных битвах на Ржевско-Вяземском направлении Великой Отечественной войны, но кое-что (в основном в городах) хранит память и о Первой Отечественной войне, а совсем редко можно найти артефакты русско-польских или русско-литовских войн.
Конечно, играет тут свою роль и приближающийся юбилей Великой победы - видно, что память пытаются сохранить. Устанавливаются новые памятники, кресты, памятные доски указатели. Сожаление вызывает только одно - лично я в таких местах не встретил ни одного человека, которой бы проявил к этому интерес. Но сам факт восстановления памяти - это уже прорыв из трясины 90-ых, разрушивших преемственность в передаче нашей героической истории и сделавших слово «патриотизм» чуть ли не ругательным.
Представьте себе - на выжженном поле рядом с проселочной дорогой вдруг возникает недавно (в ноябре 2009) установленный при содействии епископа Смоленского и Вяземского Феофилакта крест с вот такой надписью.
А на краю поля перед лесом - свежевыкрашенный дот. С обязательным цветком рядом.
Или возникали вдруг вот такие указатели.
Я вышел и попытался дойти до памятника пешком - дороги не было. Я шел через поле, заблудился, памятник не нашел, но это и не важно. Мне вполне хватило того страшного впечатления от часового блуждания по полностью выгоревшему полю. Я прямо кожей почувствовал события 65-летней давности.
Потом в Интернете я нашел этот обелиск. Оказалось, что я его видел издалека, но принял просто за чью-то могилу и не подошел к нему.
Как потом уже оказалось - я ехал по самому эпицентру страшных битв Вяземского котла - Богородицкому направлению, которое сейчас находится в составе заповедника «Хмелита». Я приведу цитату, коротко рассказывающую о событиях в этих местах (источник) :
Наиболее трагические события происходили под Вязьмой 2-13 октября 1941 года. Они связаны с так называемым «Вяземским котлом», официально - Вяземской оборонительной операцией войск Западного и Резервного фронтов. Целью Вяземской операции было «не допустить прорыва главных сил немецкой группы армий «Центр» (генерал-фельдмаршал Ф.Бок) на московском направлении и выиграть время для сосредоточения резервов». В начале октября немецким войскам, имевшим превосходство в живой силе и технике, удалось прорвать оборону наших войск под Вязьмой, и в окружении оказались несколько армий, в состав которых входили и части Московского народного ополчения. На территории более 150 квадратных километров советские воины около двух недель героически сражались. В первые дни обороны они сдерживали 28 дивизий наступавшего противника. Почти до середины октября около 14 дивизий вермахта не могли продолжить наступление на Москву. Предпринималось несколько попыток преодолеть линию немецкой обороны в окрестностях сел и деревень - Богородицкое, Мартюхи, Пекарево, Доманово, Обухово, Всеволодкино.
Некоторые историки считают, что окончательный прорыв группы наших войск был осуществлен 11-12 октября в районе деревни Всеволодкино. Сколько солдат и офицеров Красной Армии оказались в плену и остались лежать на этих полях, до сих пор является предметом обсуждения среди современных историков и краеведов. «Русской Голгофой» назвал митрополит Кирилл эти события. Площадь северо-западной части Вяземского окружения составляла 10х10 км. Можно по-разному оценивать те трагические обстоятельства, которые сложились в нашей стране и армии в начале Великой Отечественной войны. Можно заново пересматривать и трактовать те причины, по которым в окружении, в страшном хаосе первых месяцев нацистского вторжения погибли тысячи славных сынов нашего Отечества. Но нельзя недооценивать величие подвига тех, кто мужественно сражался в условиях окружения и дал возможность выиграть драгоценное время другим частям и соединениям, впоследствии отстоявшим Москву. Здесь под Вязьмой, они, может быть, сами того не осознавая, внесли невосполнимый вклад в великую Победу, проявив жертвенную любовь к Родине. Богородицкое поле - это Бородинское поле 20 века.
Это я узнал, когда свернув в селе Мартюхи и наткнулся на недавно построенный (и продолжающийся строиться) храмовый комплекс-мемориал. Там я узнал, что в местах наиболее ожесточенных боев установлено семнадцать поклонных крестов. А здесь - в деревне Мартюхи, на одном из мест прорыва группы наших войск - с 1996 года по инициативе местных жителей на частные пожертвования, началось строительство небольшого деревянного храма во имя великомученика Феодора Стратилата. 24 июня 2000 года храм освятил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, нынешний Патриарх Московский и всея Руси.
Сейчас в храме постоянно совершается поминовение имен более трех тысяч воинов, и всех за веру, народ и Отечество жизнь свою положивших, о чем написано и на установленных при входе в комплекс крестах.
Удивительным оказалось то, что уже после строительства храма, в 2004 году, недалеко от Феодоровского храма была обнаружена позиция нашего минометного расчета, погибшего в одном из боев тех дней, с оставшимися неиспользованными 67 минами и 15 взрывателями. Летом 2005 года в память о минометчиках к западу от храма поставлен и освящен большой поклонный крест.
Узнав все это, я вернулся на поворот, который проехал до этого, на Богородицкое поле, где установлена стелла и сооружен мемориал. И опять таки - ни одного человека.
Недавно слушал по радио жаркий спор каких-то умных людей о том, что же делать с заключенными в нашей стране - их уже более миллиона человек, а российская система, в отличие от советской, не исправительная, а исполнительная. Я знаю ответ на этот вопрос. Их над возить по Смоленщине и просто рассказывать о наших предках, о подвигах и героическом прошлом нашего народа. И я уверен - сильнее средства для перевоспитания просто нет. А если кто-то все-таки так и не изменится - то этих уже просто ставить к стенке, потому что это уже не люди. Но я сомневаюсь, что такие найдутся. Если мы чем и сильны - то это нашей памятью, позволившей сохранить народ и страну за тысячу лет непрерывных войн, которые никогда не обходили Смоленщину стороной.
Читайте также:
- Смоленщина. Часть 2. Гагарин. Человек-город
- Смоленщина. Часть 3. Нахимов. Усадьба-призрак.
- Смоленщина. Часть 4. Грибоедов. Воин-дипломат
Константин "Кот" Белый, 2010