Юрий Долгорукий и монументальный |
Tweet | Посетителей: | 27642 |
Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Юрий Долгорукий и монументальный
Главный_редактор 19-06-2015 00:00 |
Июньские праздники я вновь посвятил многодневной поездке по Золотому Кольцу. В этот раз я посетил хорошо знакомые места, но в другом порядке: Владимир - Суздаль - Кидекша - Плёс - Кострома - Ярославль - Ростов - Переславль-Залесский - Сергиев-Посад. В некоторых городах я провел несколько часов, а в некоторых остановился с ночевкой. И не смотря на то, что все они мной многократно исследованы, все-таки и в этот раз я нашел кое-что новое - а именно последний в мою коллекцию памятник Юрию Долгорукому, который я обнаружил в Успенском Горицком монастыре Переславль-Залесского.
Юрий Долгорукий
О Юрие Владимировиче Долгоруком я уже писал несколько лет назад вот здесь. Но все равно все эти годы, путешествуя по центральной России я не переставал удивляться масштабам его деяний. Безотносительно к личным качествам, он - настоящий герой русской истории, своей волей изменивший всю карту древней Руси и придавший ей новый вектор развития, что привело в итоге к появлению и формированию страны, которую мы сейчас знаем под названием «Россия». Вспомить его судьбу и заслуги можно перейдя по указанной выше ссылке, но вкратце напомню, что главным результатом его деятельности был перенос Великой столицы из Киева в Суздаль, поскольку являясь Великим князем Киевским он оставался и князем Ростово-Суздальским, большую часть времени проводя в своей резиденции Кидекша в двух километрах от Суздаля.
Этот процесс переноса столицы Руси из Киева был завершен сыном Юрия Долгорукого – Андреем Боголюбским. Правда, Боголюбский перенес столицу не в Суздаль, а в отстоящий на 40 километров от Суздаля Владимир-на-Клязьме (сейчас просто Владимир). Этот перенос полностью перекроил карту Руси и всего через 170 лет привел к появлению Руси Московской.
Усиливая свою новую столицу, Юрий Долгорукий строил новые города, а в уже существующих (типа Москвы или Костромы, которые он, вопреки распространенному мнению, не основывал, а усиливал) строил мощные укрепления. Вообще из-за разнящихся данных вообще нельзя точно сказать, что он основал, а что укрепил. Достоверно установлено, что им основаны Дмитров (нынешняя Московская область), Переславль-Залесский (нынешняя Ярославская область), Юрьев-Польский (нынешняя Владимирская область). Основанный им Константин (Кснятин) в Ярославской области был затоплен при строительстве Углического водохранилища в 39 году (сейчас от него осталось только маленькое село Скнятино). А крепости (кремли) он построил в Москве, Костроме, Владимире, Дубне, Звенигороде, Перемышле, Городце, Кидекше, Микулине. Хотя зачастую в самих этих городах принято считать, что все-таки они основаны Долгоруким - как, например, в Костроме, Дубне.
Монументы
Так вот во многих из этих городов установлены памятники основатели или же строителю - Юрию Долгорукому. Во время своих поездок я понемногу собирал их фотографии. Большая часть из них установлена совсем недавно.
Все эти памятники имеют прообразом черты мифических былинных князей - могучие статные воины. Однако у ученых нет никаких доказательств, что князь был даже отдаленно таков. Средневековые источники не содержат достоверного изображения Юрия. Останки, которые хранятся в Киеве и приписываются Юрию Долгорукому, многими учеными считаются не принадлежащими ему. В 1989 году нашла другие останки, как считается, с большей веротяностью принадлежащие князю. По ним три независимые экспертизы останков князя позволили уточнить, как, скорее всего, выглядел Юрий Долгорукий при жизни: низкорослый, толстый, физически неразвитый и болевший остеохондрозом, с непомерно длинными руками и ступнями, с искривленным носом. Скорее всего, прозвище Долгорукий связано именно с неестественно длинными верхними конечностями Юрия Владимировича, а не с его неуемным желанием захвата чужих земель, что было обычным делом для правителей того времени.
Но даже если это так, памятники основоположнику современной Руси соответствуют своему назначению - создают образ мощи, силы, уверенности, этакой монументальности. Если можно так сказать, Долгорукий в этих памятниках выполняет роль тотема - существа, придающего силу и непобедимость племени.
Посмотрите сами.
Дмитров.
Памятник работы Владимира Церковникова. Установлен в 2001 году.
Юрий изображен шагающим.
Юрьев-Польский.
Памятник работы Владимира Черноглазова. Установлен в 2002 году.
Статическая фигура, опирающаяся на меч. Компанию Юрию составляют два каменных льва.
Кострома.
Снова памятник работы Владимира Церковникова. Установлен 29 августа 2003 года в день 850-летия Костромы.
Сидящая скульптура. Меч выполнен так, что напоминает христианский крест.
Переславль-Залесский. Успенский Горицкий монастырь.
Бюст в виде былинного богатыря. Это первый памятник Юрию Долгорукому в СССР. Именно этот бюст я и обнаружил в последней своей поездке. Автором бюста является Сергей Орлов - именно он выиграл в 1946 году конкурс проектов на памятник князю (победив, в том числе, и знаменитую Веру Мухину!) Видимо данный бюст был одним их этапов работы на московским памятником, фактически его эскизом.
О памятнике Юрию Долгорукому в Москве работы того же Сергея Орлова, конечно, нужно сказать особо.
История у него непростая, со множеством нюансов. Памятник был установлен в 1954 году при Хрущеве, и стал первым в Москве в советской Москве человеку, никак не связанному с коммунистической идеологией или революционным движением. И закладывался он еще при Сталине в 1947 году в год 850-летия Москвы. Долгий период строительства был связан с тем, что к 850-летию Москвы было запущено несколько огромных проектов, включая строительство кольца высоток, масштабную реконструкцию. Но именно Сталин был инициатором закладки этого памятника, который должен был подчеркнуть мощь власти. С этим, кстати, связан один исторический анекдот. Сталин, внимательно рассмотрев модель, сказал только: «Почему у Вас, товарищ Орлов, Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнёт мужественность основателя Москвы». Реплика оказалась неожиданной, авторы не нашли что ответить, а в проект срочно внесли изменения. Кстати, при Хрущеве это аукнулось. Однажды он обратил внимание на то, что гениталии у жеребца изваяны довольно крупными и чересчур натуралистичными. Раскипятившись, Хрущёв приказал немедленно исправить безобразие. На следующий день бронзового коня под Юрием Долгоруким «выхолостили».
Тем не менее, памятник полностью воплотил идею Сталина - авторы скульптуры создали мощный собирательный образ русского богатыря на боевом коне, облачённого в ратные доспехи (элементы боевого облачения и всадника, и коня выполнены очень детально). Всадник, остановив коня и привстав в стременах, властным жестом как бы указывает на место для новой крепости. Постамент памятника украшен поверху орнаментальной резьбой на мотивы рельефов великих памятников древнерусского зодчества - Дмитровского собора во Владимире и Георгиевского в Юрьев-Польском (оба эта храма покрыты уникальной резьбой по камню). В каждой детали памятника видна имперскость.
Однако детализация изображения нашла понимание не у всех - многие "тонкие ценители" считали, что памятник-символ полулегендарной личности не должен быть выполнен так подробно, портретно, со множеством деталей. С этим связан еще один исорический анекдот. Говорят, когда с памятника сняли покрывало, кто-то из толпы крикнул: «Ну до чего похож!», а по другой версии, крикнули диаметрально противоположное: «Не похож!». В любом случае явно чувствуется издевка.
Возможно, это связано с исходным неприятием нового памятника многими москвичами. Дело в том, что место установки памятника оказалось с тяжелой судьбой.
Дело в том, что с 1912 до 1918 года перед зданием дворца генерала Захара Чернышова, который на долгие годы стал домом московских генерал-губернаторов, стоял многоскульпутрный памятник герою русско-турецкой войны 1877-1878 годов генералу от инфантерии (по нынешнему генерал армии) Михаилу Скобелеву. Кстати, и площадь называлась Скобелевской. Болгары считают Скобелева национальным героем, осовбодившем Болгарию от турецкого владычества. Но 1 мая 1918 памятник снесли. И причиной сноса памятника боевому генералу, далекому от политики, стало его прозвище "Белый генерал", полученно за то, что он что в сражениях он участвовал в белом мундире и на белом коне. Но во время Гражданской воны с "белыми" это было недопустимо.
На его месте 7 ноября 1918 года в первую годовщину революции появился 26-метровый трёхгранный обелиск архитектора Осипова в честь советской конституции, а площадь переименована в Советскую. Памятник являлся центральным по значению артефактом ленинского плана монументальной пропаганды. Стройный памятник в июне 1919 года был дополнен статуей Свободы работы Николая Андреева. Да-да, это не опечатка, в центре Москвы более 20 лет стояла статуя Свободы! В основе статуи - скульптура Ники Самофракийской, хранящейся в Лувре, но переработанная. Статуя представляла собой крылатую женщину с поднятой правой рукой.
Именно этот монумент был изображён на советском гербе Москвы (1924—1993). Изображение монумента сохранилось на здании Верховного суда РФ на Поварской и на решётке Большого Каменного моста.
В этой работе Андреев впервые применил бетон как новый скульптурный материал (напомню, что в 20-ые годы - СССР были лидером в архитектурных экспериментах). Добавляя в бетон мраморную крошку, Андреев добился впечатления, что статуя сделана из камня. Однако сам монумент был изготовлен наспех, из недолговечных материалов низкого качества: обелиск был сложен из кирпича и оштукатурен «под гранит». А потому уже к 30-ым года сильно обветшал. Реставрировать его не стали и 22 апреля 1941 года монумент был снесен под предлогом расчистки площади (как раз расширяли Тверскую - в 1940 году здание Моссовета отодвинули на 13 метров от проезжей части) по причине «несоответствия архитектурному облику площади». И через 5 лет объявили конкурс на памятник основателю Москвы.
Площадь, кстати, переименовали из Советской в Тверскую в 1993 году, а Скобелеву, 9 декабря 2014 года напротив Академии Генштаба на проспекте Вернадского на юго-западе Москвы был установлен памятник работы всеми нами любимого Александра Рукавишникова.
Вот так мое рядовое, казалось бы, путешествие, повторило мрашруты Юрия Долгорукого 850-летней давности, да еще подарила мне новые открытия, связанные с его именем.
Константин "Кот" Белый, 2015