Method system::includeEditInPlaceJs doesn't exist

О2

Сайт оптимизирован для ширины экрана от 1280 px
Для регистрации нажмите здесь
Поиск по сайту:
Поиск по Интернету:
 Facebook   Twitter
Меню раздела
Обновления
07.11.2024

Рейтинг: обновлен
Клуб / Координаты: добавлены адреса отделения Рязанской области "Бусидо-Русичи"

15.09.2024

Рейтинг: обновлен

26.05.2024

Спортсмены клуба: добавлены
Рейтинг
: обновлен

Фототека
Фото из последних галерей

Бусидо


Из истории клуба

Пенза 96


Случайный плакат


Кубок мира Рэнгокай 04

Интервью
Интервью Вадима Финкельштейна
Жалостливое свежее интервью главы "одного из сильнейших промоушеном мира" Вадима Финкельштейна. | Главный_редактор | 25257
"Боец-Инфо" - интервью А.Штурмина
26 ноября в КРЦ "Корстон" прошла презентация нового информационного издания о боевых искусствах "Боец-Инфо". Мероприятие собрало многих известных людей в области БИ. Предлагаем заглавную статью журнала - интервью Алексея Штурмина. | Главный_редактор | 16328
Интервью З.Курбановой
Во время объединенных сборов КВЮ в Болгарии в июне 2014 года старший тренер СК "Бусидо" Зухра Курбанова дала интервью сайту "Суперкаратэ". | Главный_редактор | 21756

ПАРТНЕР СК "БУСИДО"
Фитнес-центр в Измайлово
Герой дня
Главная тема

Юрий Долгорукий и монументальный

Посетителей:   27651

Колонка редактора > Bushido.ru - Бусидо - Путь воина - Портал боевых искусств. Юрий Долгорукий и монументальный
Зарегистрированный пользователь Главный_редактор 19-06-2015 00:00 Теги

Юрий Долгорукий и монументальный
 
 
 

Июньские праздники я вновь посвятил многодневной поездке по Золотому Кольцу. В этот раз я посетил хорошо знакомые места, но в другом порядке: Владимир - Суздаль - Кидекша - Плёс - Кострома - Ярославль - Ростов - Переславль-Залесский - Сергиев-Посад. В некоторых городах я провел несколько часов, а в некоторых остановился с ночевкой. И не смотря на то, что все они мной многократно исследованы, все-таки и в этот раз я нашел кое-что новое - а именно последний в мою коллекцию памятник Юрию Долгорукому, который я обнаружил в Успенском Горицком монастыре Переславль-Залесского.

Юрий Долгорукий

О Юрие Владимировиче Долгоруком я уже писал несколько лет назад вот здесь. Но все равно все эти годы, путешествуя по центральной России я не переставал удивляться масштабам его деяний. Безотносительно к личным качествам, он - настоящий герой русской истории, своей волей изменивший всю карту древней Руси и придавший ей новый вектор развития, что привело в итоге к появлению и формированию страны, которую мы сейчас знаем под названием «Россия». Вспомить его судьбу и заслуги можно перейдя по указанной выше ссылке, но вкратце напомню, что главным результатом его деятельности был перенос Великой столицы из Киева в Суздаль, поскольку являясь Великим князем Киевским он оставался и князем Ростово-Суздальским, большую часть времени проводя в своей резиденции Кидекша в двух километрах от Суздаля.

Этот процесс переноса столицы Руси из Киева был завершен сыном Юрия Долгорукого – Андреем Боголюбским. Правда, Боголюбский перенес столицу не в Суздаль, а в отстоящий на 40 километров от Суздаля Владимир-на-Клязьме (сейчас просто Владимир). Этот перенос полностью перекроил карту Руси и всего через 170 лет привел к появлению Руси Московской.

Усиливая свою новую столицу, Юрий Долгорукий строил новые города, а в уже существующих (типа Москвы или Костромы, которые он, вопреки распространенному мнению, не основывал, а усиливал) строил мощные укрепления. Вообще из-за разнящихся данных вообще нельзя точно сказать, что он основал, а что укрепил. Достоверно установлено, что им основаны Дмитров (нынешняя Московская область), Переславль-Залесский (нынешняя Ярославская область), Юрьев-Польский (нынешняя Владимирская область). Основанный им Константин (Кснятин) в Ярославской области был затоплен при строительстве Углического водохранилища в 39 году (сейчас от него осталось только маленькое село Скнятино). А крепости (кремли) он построил в Москве, Костроме, Владимире, Дубне, Звенигороде, Перемышле, Городце, Кидекше, Микулине. Хотя зачастую в самих этих городах принято считать, что все-таки они основаны Долгоруким - как, например, в Костроме, Дубне.

 

Монументы

Так вот во многих из этих городов установлены памятники основатели или же строителю - Юрию Долгорукому. Во время своих поездок я понемногу собирал их фотографии. Большая часть из них установлена совсем недавно.

Все эти памятники имеют прообразом черты мифических былинных князей - могучие статные воины. Однако у ученых нет никаких доказательств, что князь был даже отдаленно таков. Средневековые источники не содержат достоверного изображения Юрия. Останки, которые хранятся в Киеве и приписываются Юрию Долгорукому, многими учеными считаются не принадлежащими ему. В 1989 году нашла другие останки, как считается, с большей веротяностью принадлежащие князю. По ним три независимые экспертизы останков князя позволили уточнить, как, скорее всего, выглядел Юрий Долгорукий при жизни: низкорослый, толстый, физически неразвитый и болевший остеохондрозом, с непомерно длинными руками и ступнями, с искривленным носом. Скорее всего, прозвище Долгорукий связано именно с неестественно длинными верхними конечностями Юрия Владимировича, а не с его неуемным желанием захвата чужих земель, что было обычным делом для правителей того времени.

Но даже если это так, памятники основоположнику современной Руси соответствуют своему назначению - создают образ мощи, силы, уверенности, этакой монументальности. Если можно так сказать, Долгорукий в этих памятниках выполняет роль тотема - существа, придающего силу и непобедимость племени.

Посмотрите сами.

 

Дмитров.

Памятник работы Владимира Церковникова. Установлен в 2001 году.
Юрий изображен шагающим.

 

Юрьев-Польский.

Памятник работы Владимира Черноглазова. Установлен в 2002 году.

Статическая фигура, опирающаяся на меч. Компанию Юрию составляют два каменных льва.

 

Кострома.

Снова памятник работы Владимира Церковникова. Установлен 29 августа 2003 года в день 850-летия Костромы.
Сидящая скульптура. Меч выполнен так, что напоминает христианский крест.

 

Переславль-Залесский. Успенский Горицкий монастырь.

Бюст в виде былинного богатыря. Это первый памятник Юрию Долгорукому в СССР. Именно этот бюст я и обнаружил в последней своей поездке. Автором бюста является Сергей Орлов - именно он выиграл в 1946 году конкурс проектов на памятник князю (победив, в том числе, и знаменитую Веру Мухину!) Видимо данный бюст был одним их этапов работы на московским памятником, фактически его эскизом. 

 

О памятнике Юрию Долгорукому в Москве работы того же Сергея Орлова, конечно, нужно сказать особо.

История у него непростая, со множеством нюансов. Памятник был установлен в 1954 году при Хрущеве, и стал первым в Москве в советской Москве человеку, никак не связанному с коммунистической идеологией или революционным движением. И закладывался он еще при Сталине в 1947 году в год 850-летия Москвы. Долгий период строительства был связан с тем, что к 850-летию Москвы было запущено несколько огромных проектов, включая строительство кольца высоток, масштабную реконструкцию. Но именно Сталин был инициатором закладки этого памятника, который должен был подчеркнуть мощь власти. С этим, кстати, связан один исторический анекдот. Сталин, внимательно рассмотрев модель, сказал только: «Почему у Вас, товарищ Орлов, Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнёт мужественность основателя Москвы». Реплика оказалась неожиданной, авторы не нашли что ответить, а в проект срочно внесли изменения. Кстати, при Хрущеве это аукнулось. Однажды он обратил внимание на то, что гениталии у жеребца изваяны довольно крупными и чересчур натуралистичными. Раскипятившись, Хрущёв приказал немедленно исправить безобразие. На следующий день бронзового коня под Юрием Долгоруким «выхолостили». 

Тем не менее, памятник полностью воплотил идею Сталина - авторы скульптуры создали мощный собирательный образ русского богатыря на боевом коне, облачённого в ратные доспехи (элементы боевого облачения и всадника, и коня выполнены очень детально). Всадник, остановив коня и привстав в стременах, властным жестом как бы указывает на место для новой крепости. Постамент памятника украшен поверху орнаментальной резьбой на мотивы рельефов великих памятников древнерусского зодчества - Дмитровского собора во Владимире и Георгиевского в Юрьев-Польском (оба эта храма покрыты уникальной резьбой по камню). В каждой детали памятника видна имперскость.

Однако детализация изображения нашла понимание не у всех - многие "тонкие ценители" считали, что памятник-символ полулегендарной личности не должен быть выполнен так подробно, портретно, со множеством деталей. С этим связан еще один исорический анекдот. Говорят, когда с памятника сняли покрывало, кто-то из толпы крикнул: «Ну до чего похож!», а по другой версии, крикнули диаметрально противоположное: «Не похож!». В любом случае явно чувствуется издевка.

Возможно, это связано с исходным неприятием нового памятника многими москвичами. Дело в том, что место установки памятника оказалось с тяжелой судьбой.

Дело в том, что с 1912 до 1918 года перед зданием дворца генерала Захара Чернышова, который на долгие годы стал домом московских генерал-губернаторов, стоял многоскульпутрный памятник герою русско-турецкой войны 1877-1878 годов генералу от инфантерии (по нынешнему генерал армии) Михаилу Скобелеву. Кстати, и площадь называлась Скобелевской. Болгары считают Скобелева национальным героем, осовбодившем Болгарию от турецкого владычества. Но 1 мая 1918 памятник снесли. И причиной сноса памятника боевому генералу, далекому от политики, стало его прозвище "Белый генерал", полученно за то, что он что в сражениях он участвовал в белом мундире и на белом коне. Но во время Гражданской воны с "белыми" это было недопустимо.

На его месте 7 ноября 1918 года в первую годовщину революции появился 26-метровый трёхгранный обелиск архитектора Осипова в честь советской конституции, а площадь переименована в Советскую. Памятник являлся центральным по значению артефактом ленинского плана монументальной пропаганды. Стройный памятник в июне 1919 года был дополнен статуей Свободы работы Николая Андреева. Да-да, это не опечатка, в центре Москвы более 20 лет стояла статуя Свободы! В основе статуи - скульптура Ники Самофракийской, хранящейся в Лувре, но переработанная. Статуя представляла собой крылатую женщину с поднятой правой рукой.

Именно этот монумент был изображён на советском гербе Москвы (1924—1993). Изображение монумента сохранилось на здании Верховного суда РФ на Поварской и на решётке Большого Каменного моста.

 

В этой работе Андреев впервые применил бетон как новый скульптурный материал (напомню, что в 20-ые годы - СССР были лидером в архитектурных экспериментах). Добавляя в бетон мраморную крошку, Андреев добился впечатления, что статуя сделана из камня. Однако сам монумент был изготовлен наспех, из недолговечных материалов низкого качества: обелиск был сложен из кирпича и оштукатурен «под гранит». А потому уже к 30-ым года сильно обветшал. Реставрировать его не стали и 22 апреля 1941 года монумент был снесен под предлогом расчистки площади (как раз расширяли Тверскую - в 1940 году здание Моссовета отодвинули на 13 метров от проезжей части) по причине «несоответствия архитектурному облику площади». И через 5 лет объявили конкурс на памятник основателю Москвы. 

Площадь, кстати, переименовали из Советской в Тверскую в 1993 году, а Скобелеву, 9 декабря 2014 года напротив Академии Генштаба на проспекте Вернадского на юго-западе Москвы был установлен памятник работы всеми нами любимого Александра Рукавишникова

 

Вот так мое рядовое, казалось бы, путешествие, повторило мрашруты Юрия Долгорукого 850-летней давности, да еще подарила мне новые открытия, связанные с его именем. 

Константин "Кот" Белый, 2015

Ответить



Комментарии










РЕЙТИНГ КЛУБА
Объявления
Колонка редактора

Вопросы редактору

Библиотека
Советуем приобрести:
Видеотека
Видео последних поступлений


Юный мастер 2022 - клип
25.12.22 


ПАРТНЕР СК "БУСИДО"

Скидка 10% - промокод 
"БУСИДО"
Тэги
Меценаты

Благодарим за помощь!

Антилопа 

Партнеры

 Приглашаем к сотрудничеству!


 

Информпартнеры
Поможем друг другу!

Поддержи нас

Яндекс.Деньги:     41001377922814
Web-money:             P010404482101
Наш баннер:          

 


 

     
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru   
    - знак авторских материалов. При использовании авторских материалов обязательно получение согласия редакции сайта. При использовании любых материалов сайта обязательно наличие явной прямой ссылки на сайт "Бусидо. Путь воина".
"Бусидо. Путь воина". © РОО СК "Бусидо". Все права защищены. Дизайн: © РОО СК "Бусидо"; Студия "Deeplab". 2009
Выражаем огромную благодарность Алексею Смирнову за помощь в администрировании и поддержке сайта!
Редакция: ad [@] bushido.ru
СК "Бусидо" основан в 1990 году
Портал "Бусидо. Путь воина" открыт 1 апреля 2009 года