А.Ефремов "Good или не есть good" |
Tweet | Посетителей: | 5755 |
Good или не есть good
(как выбрать секцию для изучения каратэ)
(как выбрать секцию для изучения каратэ)
Не стоит заниматься каратэ у Учителя,
если не чувствуешь доброжелательного
отношения к себе.
Натаров В. А.
если не чувствуешь доброжелательного
отношения к себе.
Натаров В. А.
Всё нижесказанное написано для того, чтобы предостеречь искреннего и не отягощенного опытом человека, решившего прошагать по пути каратэ, от типичных и досадных ошибок в выборе стиля и инструктора, так как клубов и секций сейчас много, но действительно стоящих - буквально единицы. В одном рассказывают фантастические истории, не обременяя в то же время ни практикой, ни теорией. В другом додзё поставят на час в киба-дати или заставят сразу разбивать головой кирпичи и уродовать кулаки о каменную макивару. Поэтому надлежит быть бдительным и подозрительным, выбирая себе наставника и додзё.
Мой друг как-то рассказал мне забавную историю, являющуюся прекрасным примером для обсуждения темы выбора секции для занятий: "Однажды, просматривая газету "Из рук в руки" я натолкнулся на объявление об обучении каратэ. Таких объявлений там хватает, но это меня особенно заинтересовало, уж не помню почему. Я позвонил по телефону, представился новичком и сказал, что хотел бы заниматься. На другой стороне провода этому очень обрадовались:
- Это замечательно, что вы позвонили нам. Только в нашей школе мы научим вас вступать в психо-энергетический контакт с противником и отбирать у него жизненную энергию. Представляете - можно отобрать всю силу у противника или даже остановить ему сердце!
- Здорово! Но, наверное, этому нужно очень долго учится?
- Да, конечно. По крайней мере, ГОД!
Я этим заявлением был весьма удивлен, поскольку имел стаж занятий уже более 10 лет. Мой собеседник, видимо, почувствовал мою неуверенность и выдал свой главный "козырь":
- А еще у нас есть сексуальный аспект...
- Это, простите, как?
- Ну, в нашей школе считается, что настоящим бойцом может быть мужчина, у которого... ну, с девушками все нормально. Поэтому наши инструкторы Вас обязательно научат, ну... чтоб у вас в этом плане все было о'кей.
В ту школу я так и не пошел. Испугался. Каратэ с "сексуальным аспектом" - это ведь страшная сила!"
Говорят, леопарда, засевшего в засаде на ветке дерева, часто выдает свисающий кончик хвоста, который хитрая кошка забывает убрать. В случае с выбором додзё роль "хвоста" может сыграть обещание научить одновременно и каратэ, и айкидо, и дзю-дзюцу, и кобудо, а также боевой магии и гипнозу, искусству цигун и энергетическим ударам. Освоение стилей, на которые и по отдельности не хватит жизни, с легкостью умещается в две-три часовые тренировки еженедельно. Стиль, изучаемый в такой секции, называется "аферист-рю".
Единственное действительно допустимое и даже желательное соединение - это рукопашные техники и работа с оружием. Например, окинавское каратэ немыслимо без бодзюцу (бо - деревянный шест длинной 182 см), айкидо - без меча и дзё (деревянная палка длиной 120 см) и так далее.
Если в клубном объявлении приглашают на занятия всех, всех, всех: бабушек и дедушек, девушек и дядюшек, мальчиков и девочек с 3-х лет и старше - это может означать только желание инструктора набить свой карман деньгами. Ведь методически это невозможно, а с медицинской точки зрения и недопустимо объединять в одной группе "коня и трепетную лань". У такого сэнсэя либо старичок "склеит ласты", либо малыш сорвет себе сердце.
В начале хорошо бы определиться, какое каратэ ближе вам ментально, так как существуют различные направления: есть "силовое" каратэ и "точное".
"Силовое" каратэ - это представители многих федераций, а также фул-контакта. Это такие стили, как Кёкусин, Дайдо-дзюку (Кудо), Кои но такинобори, Асихара, Сэйвакай и многие другие. Эти стили можно назвать "жесткими". Пожалуй, единственный минус этих школ, то что после тридцати лет многие бойцы вешают каратэ-ги на гвоздь. За редким исключением бойцы начинают изучать какие-нибудь "мягкие" и/или энергетические техники. Некоторые становятся тренерами чемпионов. Проблема видится в том, что все эти стили, как правило, помимо боевых аспектов сильно ориентированы на спортивные состязания.
Если из каратэ убрать соревнования, то как раз и останутся передаваемые из прежних времен точные техники. К "точному" каратэ относится в основном стили следующие в русле традиционной техники - это Вадо-рю, Сито-рю, Годзю-рю, Сётокан (Сётокай), Дзёсинмон и т.д.
Важно, чтобы наряду с большими стилями и соревнованиями существует и такая область изучения и передачи знаний, как точная техника, пришедшая к нам из прошлого. Это каратэ, ориентированное не на спорт и состязания, а на технику самообороны, практиковавшуюся на Окинаве - рациональную, не требующую грубой физической силы. Например стиль Конно-дзюку.
При осмысленном подходе к выбору секции для занятий это оказывается задачей более сложной, чем простое предпочтение того или иного стиля каратэ. Говорят, нужно так замуж попасть, что бы потом не пропасть. Самое разумное, что можно сделать в ответственный момент выбора группы для занятий - это попросить своего компетентного знакомого порекомендовать хорошую секцию и учителя. Китайская пословица гласит: "Ищи хорошего Учителя, даже если из-за поисков занятия придется начать на три года позже". Если душа лежит к каратэ, то лучше временно наступить на горло собственным интересам и начать изучение, например, айкидо, но под руководством истинного Сэнсэя, нежели проявить упорство и попасть в объятия третьесортного каратэки.
Прежде, чем заключить договор с учителем, - непременно нужно попроситься, хоть немного, побыть на тренировке и собственными глазами посмотреть, как идут занятия. Очень быстро станет совершенно ясна степень компетентности сэнсэя и качество обучения. Профессионалу нечего и незачем скрывать. Если же сэнсэй начнет пускать туман и говорить, что посторонним нельзя видеть священное таинство, то связываться с подобным мистификатором не стоит. Не было, и нет в боевых искусствах никаких тайн, кроме собственного неимоверного упорства и желания посвятить этому делу годы.
Поскучав до самого конца тренировки, в награду можно получить массу интересных впечатлений. Например, отношения учеников с сэнсэем и друг с другом, да и сам контингент занимающихся, покажут со стопроцентной определенностью всю вашу дальнейшую судьбу в данной секции. Обретете ли вы наряду с новыми знаниями также и новых друзей (часто на всю жизнь) - или превратитесь в агрессивного хама, незаметно претерпев подобную трансформацию в обстановке муштры, угнетения и крысиного соперничества.
Если инструктор орет на своих воспитанников и допускает словечки типа "свинья" и "болван", а то и хуже, чему можно научиться у этого "сэнсэя"? Если ученики озабочены лишь собственными успехами в скорости продвижения по иерархической поясной лестнице, а старшие унижают и подавляют младших вместо того, чтобы увлекать их своим усердием и помогать в освоении "китайской грамоты", то не нужно выслушивать уверения, что именно такой и должна быть настоящая школа традиционного каратэ.
Существует также еще один специфический фактор, который стоит учесть прежде, чем ударить с инструктором по рукам. Фактор этот - методика преподавания. Безусловно, крайне важно самому уметь продемонстрировать любую технику в любых её вариациях. "Ведь в боевых искусствах тренер всегда должен быть на голову выше ученика, в том числе, кстати, и по физической форме. В единоборствах никому не нужны тренеры, которые не могут повторить то, что делают их ученики. Чему такой тренер может научить?" - говорит руководитель "Исследовательского центра окинавских боевых искусств "Кьян"" В. Натаров. Но не менее важно точно знать, чего требовать от учеников, в какой последовательности, и каким образом подвести каждого из них к искомому результату. Сам по себе каратист может быть великим, умелым и действительно опытным мастером, но это, к сожалению, нисколько не гарантирует качества преподавания - вовсе не обязательно он будет состоятелен в роли учителя.
Умение передать другим свои знания - дар весьма специфический и нечастый, и собственные успехи не страхуют от провала на педагогическом поприще.
С методической точки зрения, есть две крайности, показывающие, что данный преподаватель не есть good. Во-первых, это скачки от одной техники к другой из-за стремления за два тренировочных часа научить бедных воспитанников годичной программе. При этом на работу с каждой конкретной формой отводится не более двух-трех минут. Не успеют будоки даже сообразить, чего от них вообще хотят, как следует громоподобное "ямэ" и переход к следующей технике. Излишне объяснять, что подобная тренировка хуже, чем беготня по музейным залам под девизом: "Лувр - за один день". Ведь задача абитуриента - не ознакомление с шедеврами стиля, а плотное и постепенное освоение прежде совершенно незнакомых движений, вдумчивое и осознанное, когда хватает времени для неоднократного возврата к тем или иным деталям и тонкостям. В противном случае те же самые часы с большим интересом, а может даже и с большей пользой, можно было бы провести у экрана телевизора, когда там демонстрируют какую-нибудь показательную программу с участием представителей разных школ боевого искусства, или, на худой конец, качественный боевик.
Вторая крайность - сэнсэй очень занят, озабочен какими-то житейскими проблемами. Задав несчастным ученикам какую-нибудь длинную и монотонную работу, он тотчас удаляется в коридор или в угол, где ведет нескончаемые переговоры с какими-то людьми или с заглянувшим на огонек приятелем, а в перерывах между этими важными делами совершает променад по залу в лаковых туфлях и брюках со стрелками, чтобы вскользь осчастливить редкого избранника мудрым советом. Порой такой учитель всю тренировку просиживает на лавке у стены, беседуя с очередной таинственной личностью, изредка разражаясь зычной гортанной командой о смене вида работы.
Очевидно, что сэнсэя давным-давно не интересует предмет занятий сам по себе, а тренировки превратились в обычную трудовую деятельность. Подвернись случай, такой инструктор охотно и с облегчением займется более прибыльным делом - коммерцией, охраной или еще чем-нибудь. Зачастую это уже свершилось, а тренерская работа есть всего-навсего угасающая искра былого увлечения, своего рода дань прошлому.
Дух уныния и безнадежности, витающий в мертвенной атмосфере такого додзё, должен немедленно гнать абитуриента прочь от гиблого места, какие бы красочные картины, ни рисовались в прочитанном объявлении.
Что одето на вашем будущем сэнсэе во время тренировки? На это тоже имеет смысл обратить внимание. Если инструктор одет в слегка потертые, "рабочие", но вполне опрятные каратэ-ги, то он принадлежит к самой распространенной и многочисленной группе честных подвижников каратэ. Цвет до-ги для нас не имеет большого значения, хотя традиционно он должен быть белым. "В настоящее время, - по мнению Роямы Хацуо (кантё Кёкусинкан) - даже японцы не понимают, что белый цвет до-ги восходит к одеяниям умерших, именно поэтому они допустили, чтобы в дзюдо появились синие и красные дзюдо-ги" . Но и возможны следующие варианты, каждый из которых является подозрительным.
Первый - когда учитель предстает в сказочном одеянии из дорогого шелка, украшенном многочисленными шевронами, эмблемами и нашивками, разместившимися в самых неожиданных местах. Вероятно, на подиуме, среди длинноногих моделей подобный наряд уместен, но в додзё вся эта мишура обычно призвана скрыть убогость содержания, и является обыкновенным пижонством. Естественно драгоценный наряд девственно чист, так как его владелец не позволяет себе роскоши тренироваться и потеть в эксклюзивном наряде. При этом наличие где-то дома простого рабочего до-ги более чем сомнительно. Напрашивается вывод, что наш герой не тренируется вовсе, если не считать прогулок перед учениками несколько раз в неделю.
Что может и должен себе позволить как нормальный инструктор, так и его ученики - это стилевая и/или клубная символика на груди или рукаве, не более того.
Второй вариант - сэнсэй всегда облачен в невероятные лохмотья, серые от грязи и забористые от трехгодичного пота (хорошо, если без пятен крови), но на самом деле он ушел не далеко от своего расфуфыренного коллеги. И хотя в данном случае есть шанс, что под неприятной одеждой скрывается подлинный мастер, от этой находки не прибудет, ибо на самом деле он никого и ничему обучать не хочет. Экипировка ясно показывает, что это отшельник, которому по большому счету нет никакого дела до окружающего мира и его обитателей. Пусть он рвет кованые цепи и взглядом пускает молнии - это его секреты, и умрут они вместе с ним. Тот факт, что он пустился в тягомотину аренды зала и набора группы, чаще всего означает лишь отдушину в схиме, но ни о каком последовательном учебном процессе не может быть и речи. Но в девяти случаях из десяти никакой экзотики за неопрятным видом наставника не кроется - это обыкновенный нечистоплотный человек, у которого не стоит обучаться.
Ещё одним немаловажным фактором является материальное вознаграждение за занятия. В идеале плата должна взиматься за сам тренировочный процесс, а все прочие расходы (например на амуницию, атрибутику, семинары и т.д.) являются сугубо добровольными. Вот, что должно насторожить: 1. несмотря на то, что занятия ведутся в группе, плата "обсуждается" с каждым учеником индивидуально и только приватно, на вопрос к другим занимающимся о стоимости занятий они ничего внятного не говорят и советуют обратиться к инструктору; 2. Инструктор просит одолжить ему деньги; 3. Тем или иным образом вас ставят перед фактом, что вы будете нести еще какие-либо расходы кроме оплаты занятий, и уклониться от этих расходов никак невозможно; 4. Стоимость аттестации на ученическую степень превышает стоимость одного месяца занятий. Исключение может составить семинар/аттестация с участием приглашенного иностранного (например, японского) мастера.
«…Удивительная ситуация… как только входишь в Интернет, волосы встают дыбом, - говорит главный редактор журнала «Боевые искусства Японии. Будокан» Александр Куланов – Чего только там нет: и всяческие мастера уральского ниндзюцу, и продажа сертификатов на даны – «недорого и с печатью»… Недавно одна японка спросила у меня, не нужен ли нам тренер по каратэ – у неё муж хочет преподавать. Я поинтересовался его опытом занятий, оказалось, он никогда ничем не занимался. Просто услышал, что в России это популярно и решил «срубить» денег!»3 Так что национальность «мастера» тоже не гарантирует качества преподавания.
Изначально каратэ было эффективным боевым искусством, в котором в максимальной степени использовались возможности человеческого тела. Поэтому изучение каратэ - это не легкий труд, требующий немалых физических усилий и высокого уровня восприятия. Удачи вам на тернистом пути боевых искусств. Получайте радость от занятий и берегите себя!
1 Мироненко П. Драка в старинном вкусе. Островное направление // Коммерсант - №209/В(3048) от 09.11.2004 - С. 41
2 Конно Бин. Правильный дух взращивается при правильной тренировке. Беседа с кантё. // Боевые искусства Японии. Додзё. - 2005 - № 1. - С. 61
3 Майстровой В. Школы боевых искусств – это породы. // Боевые искусства Японии. Будокан., №4, 2005 г. - С. 22.
2 Конно Бин. Правильный дух взращивается при правильной тренировке. Беседа с кантё. // Боевые искусства Японии. Додзё. - 2005 - № 1. - С. 61
3 Майстровой В. Школы боевых искусств – это породы. // Боевые искусства Японии. Будокан., №4, 2005 г. - С. 22.
Сайт "Мастерская каратэ"